Возраст распития
Борьба с подростковым алкоголизмом приведет к переделу рынка спиртного
В октябре Госдума рассмотрит законопроект об увеличении возраста, с которого допускается покупка и потребление алкогольной продукции. В случае его принятия купить спиртное можно будет лишь с 21 года, а владельцы магазинов, где подросткам продадут спиртные напитки, будут пожизненно лишаться лицензии на продажу алкоголя. Законодатели объясняют необходимость ужесточения норм растущими темпами алкоголизации россиян. Эксперты же видят в законопроекте не заботу о подрастающем поколении, а выгоду для связанных с властью производителей водки.
Инициатором законопроекта стал зампред комитета по социальной политике Совета Федерации бывший хоккеист Вячеслав Фетисов, потом к нему присоединились другие депутаты. В пояснительной записке к документу говорится о «неспособности 18-летних подростков приобретать дорогой и качественный алкоголь», что «увеличивает вероятность приобретения ими дешевых суррогатов». По мнению законодателей, 18-летние подростки также не могут адекватно оценить вред от употребления спиртного и пить обычно начинают под влиянием сверстников. В 21 год «молодой человек, оканчивающий высшее учебное заведение или уже работающий, сможет самостоятельно оценить для себя необходимость употребления алкоголя». В законопроекте также предлагается ввести «пожизненную дисквалификацию» для предпринимателей, которых уличили в нарушениях правил продажи алкоголя: новому юридическому лицу, которое зарегистрирует нарушитель, больше не дадут лицензию на розничную продажу спиртного.
Законодатели считают, что существующие нормы, по которым алкоголь нельзя продавать лицам до 18 лет, не работают как раз потому, что ответственность за продажу подросткам спиртного несет магазин, а не его владелец. «Должна быть персональная ответственность руководителя магазина, который плохо контролирует продавцов, как в США», – полагает в беседе с «НИ» Вячеслав Фетисов. Производители алкоголя возражают, что подъем возрастной планки нарушает права россиян: «В 18 лет наступает полная дееспособность и уголовная ответственность. А выпить человек не может!» – рассуждает в беседе с «НИ» директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз. «Как можно говорить о попирании прав, когда у нас такая степень алкоголизации граждан?» – возражает г-н Фетисов.
По сведениям законодателей, на одного совершеннолетнего россиянина приходится 17 литров чистого этанола в год (при смертельно опасном уровне в 8 литров, установленном ВОЗ), хроническими алкоголиками являются 3,1 млн. человек, а регулярно употребляют алкоголь 76% граждан. «Конечно, после принятия поправок эти цифры формально сократятся – считать начнут с 21 года», – иронизирует в разговоре с «НИ» руководитель отделения Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ Александр Немцов. По его словам, официальную статистику по употреблению алкоголя стоит «делить на два», так как она служит, во-первых, запугиванию россиян, а во-вторых – пиару антиалкогольных инициатив. «Физически не может человек в год выпивать 17 литров спирта», – успокаивает «НИ» г-н Немцов. Правда, по его оценке, реальные цифры алкогольной смертности выше официальных в пять с лишним раз: 400 тысяч против 75 тысяч, указанных в пояснительной записке к законопроекту. Хотя на молодежь приходится лишь малая часть из них: «Люди до 21 года гибнут разве что от отравлений. Алкоголики же гибнут от соматических патологий. Чтобы их накопить, требуются годы».
Сам по себе запрет пить до 21 года наркологи в один голос оценивают положительно. «К 18 годам у большинства людей еще формируются органы и системы, биохимические реакции только устанавливаются. Важно, чтобы этот процесс протекал в нормальных условиях. Девочкам я бы вообще запретил пить до окончания фертильного возраста», – комментирует «НИ» руководитель медицинских программ фонда «Нет алкоголю и наркотикам!» Сергей Полятыкин. Руководитель отделения детской и подростковой наркологии НИИ наркологии Минздрава РФ Алексей Надеждин убеждает «НИ», что разница между 18-летним организмом и 21-летним существенна: «Поздний пубертат – это возраст, когда изменения очень плотны во времени. Это касается и физиологических функций, и высшей нервной деятельности». По словам г-на Надеждина, чем позже происходит первая проба алкоголя, тем меньше вероятность заболевания алкоголизмом впоследствии.
Главный нарколог Минздравсоцразвития Евгений Брюн считает, что эффективность повышения возрастной планки распития алкоголя объясняется прежде всего тем, что в 21 год «социально зрелый» юноша или девушка с меньшей вероятностью выпьет предложенный напиток. Руководитель групп анонимных алкоголиков Борис Гусаров хоть и сомневается, что закон будет работать, но тоже выступает в его поддержку: «Надо его рассматривать не как панацею, а лишь как один из элементов системы. Часть молодежи продолжит пить, как и раньше, и будет искать способы обходить запрет. Но другие ребята пить не будут».
В то же время законодательная инициатива как таковая особенной симпатии у экспертов не вызывает. Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ не сомневается в том, что исполняться закон не будет, наоборот, даст толчок развитию теневого алкогольного рынка. «Вообще неработающие законы вредны тем, что формируют у граждан недоверие к праву», – заявил «НИ» г-н Шелищ. По его мнению, чтобы норма действовала, необходим целый ряд поправок: например, законное разрешение кассиру требовать паспорт в случае сомнений насчет возраста покупателя.
Закон инициирован водочными лоббистами, утверждают производители пива. Именно они в случае принятия законопроекта понесут наибольшие убытки: по данным ВЦИОМ, пиво в 2011 году пили 56% опрошенных в возрасте 18–24 лет, и это гораздо больше, чем в средней и старшей возрастных категориях (40% и 15% соответственно). Президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, напротив, полагает, что производители алкоголя существенных убытков не понесут: возрастная категория 18–21 составляет около 8% потребителей легального алкоголя, а это не так уж и много.
В США С ПОДРОСТКОВЫМ АЛКОГОЛИЗМОМ БОРЮТСЯ НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ
Действующая стратегия борьбы с алкоголизмом среди американских детей и подростков была разработана в конце прошлого века Национальным исследовательским центром по предотвращению злоупотребления алкоголем. Стратегия охватывает как профилактику подросткового алкоголизма в школах и семьях, так и лечение детей и подростков, уже употребляющих спиртные напитки. В профилактике упор сделан на просветительские курсы о вреде алкоголя. Эти курсы включены в образовательные программы всех школ. Кроме того, об опасностях подросткового алкоголизма регулярно рассказывают на родительских собраниях. «Это позволяет распространять в семьях несовершеннолетних детей знания об опасности побочного воздействия алкоголя на их юный, еще не созревший организм», – рассказал «НИ» профессор Келли Комро, один из авторов стратегии борьбы с алкоголизмом. Стратегия уже принесла свои плоды, свидетельствует статистика федерального департамента здравоохранения. Если в 2000 году почти 50% несовершеннолетних в возрасте от 12 до 17 лет, по крайней мере, один раз в месяц употребляли алкоголь, то в начале нынешнего года – лишь 20%. В том же 2000 году 7,8% несовершеннолетних детей в возрасте от 12 до 17 лет участвовали в вечеринках, каждый раз употребляя не менее трех рюмок крепких алкогольных напитков. К концу 2011 года этот показатель снизился до 3,6%. Численность же несовершеннолетних, проходящих лечение в специальных клиниках, сократилась за прошедшее десятилетие вдвое.
НА НЕМЕЦКИХ ДИСКОТЕКАХ СПИРТНОЕ ПРОДАЮТ ПО БРАСЛЕТАМ
В Германии детям до 16 лет запрещено продавать пиво и слабоалкогольные напитки, а не достигшим 18 лет – крепкий алкоголь. При входе на дискотеку, чтобы несовершеннолетние не могли купить в баре то, что им по возрасту пить не разрешается, на тыльной стороне их ладоней ставится специальная метка или, напротив, на запястья перешагнувших 18-летний рубеж надеваются специальные браслетики, свидетельствующие о праве покупать в баре дискотеки все, что клиент пожелает. Секьюрити бдительно следят за тем, чтобы «старшие товарищи» по доброте душевной не покупали крепкий алкоголь для юных посетителей, и если подобное выявляется, то нарушители попадают в черный список. А поскольку вход на дискотеку именно ввиду ограничений, связанных с возрастом посетителей, всегда по паспортам, то проштрафившиеся больше порог этой дискотеки переступить не смогут, так как они «попали в компьютер». Если же алкоголь тому, кому он не положен, продаст случайно или осознанно работник бара, и это случится не единожды, а два-три раза, проштрафившееся заведение ждет многотысячный штраф, а то и лишение лицензии на работу. Сотрудник же, допустивший нарушение, будет уволен, как в России говорят, «по статье». Когда алкоголь приобретается в магазине, продавцы и кассиры обязаны просить молодого покупателя показать паспорт. Уважающие букву закона или просто не желающие навлечь на магазин крупные неприятности немецкие торговые работники неукоснительно следуют этому правилу. Поэтому встретить в Германии на улице тинэйджера с банкой пива или бутылкой вина в руке практически невозможно. Даже во время «Октоберфеста», который проходит как раз в эти дни, подростку пиво никто не продаст, потому что даже самые благодушные бюргеры не одобрят преждевременное приобщение как своих, так и чужих детей к этой общенациональной традиции.