Не кладбищенский вопрос
Вынос тела Ленина из Мавзолея оказался в фокусе избирательной кампании партии власти
В минувшую субботу на сайте «Единой России» открылась страница для голосования по поддержке идеи о выносе тела Владимира Ленина из Мавзолея. Незадолго до этого с соответствующей инициативой выступил член генсовета ЕР Владимир Мединский. Десятки тысяч граждан уже откликнулись на приглашение партии власти поучаствовать в процессе формирования решения по одному из самых острых вопросов сегодняшней России. Эксперты по-разному оценивают идею единороссов, хотя все они признают потребность общества в решении проблемы. Руководители страны пока не высказывались по этому поводу, однако из Кремля доносятся разноречивые комментарии.
Депутат Владимир Мединский на прошлой неделе заявил, что «сам Ленин не собирался возводить себе никаких мавзолеев и его живые родственники – сестра, брат и мать – были категорически против... Но коммунистам было необходимо создать культ, подменяющий религию, и сделать из Ленина нечто, замещающее Христа». При этом парламентарий сделал забавную оговорку, записав в число противников идеи Мавзолея мать Ильича. Еще вчера утром вкравшаяся в текст единороссовского призыва в Интернете несообразность красовалась на сайте партии, однако потом реплика Мединского была отредактирована.
23 января к 15.00 в Интернете проголосовали 186 тыс. человек. По данным партии, 70% участников высказались за перезахоронение, 30% – против. В эти же дни подводятся итоги очередного исследования Левада-Центра – с аналогичными вопросами. Как рассказал газете заместитель директора Центра Алексей Гражданкин, тенденция такова, что со временем число сторонников идеи выноса праха из Мавзолея растет. Предыдущий опрос показывал, что против высказались около 30% респондентов. Нынешний, по словам собеседника, может показать еще большее расхождение.
Мединского поддержали его единомышленники в нижней палате. Однако раздавались и более осторожные высказывания – очевидно, тех, кто прикидывал, сколько голосов консервативного электората потеряет партия на этих призывах. Они говорили, что Мединский озвучивал на сайте «Единой России» личную позицию, и напоминали, что партия еще не принимала решения по этому вопросу.
Между тем, как сообщил руководитель Центра политической конъюнктуры России Алексей Чеснаков, выступление Мединского – свидетельство того, что «тема эта в отличие от Владимира Ильича еще живет»: «Она волнует людей, и голосование на сайте это полностью подтверждает. Есть проблема, и надо на нее реагировать». Собеседник напоминает, что с момента краха Советского Союза и Коммунистической партии прошло 20 лет, а «многие действия КПРФ до сих пор продолжают тащить нас в прошлое»: «Для того чтобы смотреть в будущее незашоренными глазами, надо решить несколько вопросов. Один из которых – захоронение тела Ленина». Впрочем, лидер КПРФ Геннадий Зюганов не доверяет социологическим опросам, считая их недобросовестными.
Дискуссия в обществе по поводу захоронения праха Ленина подняла и другой вопрос. Снова начались разговоры о том, чтобы убрать с Красной площади все могилы выдающихся государственных деятелей советской эпохи, а из Кремлевской стены – прах прославленных героев и полководцев, перезахоронить их на создающемся на краю деревни Сгонники Мытищинского района Московской области Федеральном военном мемориальном кладбище. Мемориал сначала должны были сдать к 60-летию Победы, потом к 65-й годовщине, но не успели.
По прозаической для нашей страны причине – деньги. Когда в октябре 2009 года сенаторы приехали посмотреть на мемориал, их взору предстала грустная картина: многие объекты начаты, но ни один не доведен до ума. Сейчас военные утверждают, что мемориал будет готов полностью к концу 2011 года. Однако пока не решены многие вопросы, чтобы можно было с уверенностью говорить, что хоть на этот раз Минобороны выполнит свои обязательства. Так что разговоры о переносе могил от Кремля и праха героев из Кремлевской стены в новый государственный мемориал – только разговоры. Или, другими словами, только сотрясение воздуха в связи с памятной датой – очередной годовщиной дня смерти «вечно живого Ильича».
С осторожностью относится к идее освобождения Красной площади от праха усопших глава президентского Института современного развития Игорь Юргенс. Он считает тему слишком конфликтной: «После Кущевки и Манежа в стране создалось слишком много линий напряжения. Создавать еще одну, которая называлась бы, условно говоря, «выносом Ленина из Мавзолея», – для руководителей страны и партии власти означало бы отринуть от себя еще как минимум 15–20% электората, разделяющего левые цели». Это было бы, с точки зрения Юргенса, крайне недальновидно.
Впрочем, признает эксперт, обсуждение темы – это вопрос внутриполитической дискуссии: «Его приоритетность по сравнению со всем остальным у меня не вызывает сомнения, она невысокая».
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров связывает нынешнюю дискуссию в обществе с кампанией по десталинизации, застрельщиками которой недавно выступил президентский Совет по содействию развитию институтов гражданского общества Михаила Федотова. Эксперт указывает, что сегодня произошла смена поколений и те вопросы, которые еще 10 лет назад вызывали большое возмущение в обществе, мало кого волнуют: «И в этом смысле они удобны для Дмитрия Медведева и для Кремля тем, что, с одной стороны, подают хороший сигнал Западу – где его готовы воспринимать как реальное действие в отсутствие таковых на практике».
Идея перезахоронения Ленина, считает Петров, похожа на инициативу со сменой часовых поясов: «Здесь нет опасения нарушить какие-то договоренности с Путиным. В этом смысле это удобно и для «Единой России». Экономика в ситуации стагнации после кризиса не дает возможностей эксплуатировать эти сюжеты, кроме того, что сохраняется высокий уровень социальной защиты. А кампания по выносу тела вдыхает реальную жизнь в избирательную кампанию».
В целом собеседник позитивно оценивает идею единороссов: «В нынешних условиях для избирательной кампании нужна какая-то мобилизация. Она у нас, как правило, негативная – врагами объявляются олигарх, Запад и т.д. И если сейчас вместо этих врагов – на роль которых не так много кандидатов, и они практически все использованы – выйдет Ленин и прощание с прошлым, то это будет намного более позитивно, чем если бы единороссы нашли что-то другое».