Бог им судья
Кто из спортсменов одерживает победы с помощью небесных сил
В конце августа иранский футбольный клуб «Стил Азин» наказал своего лучшего бомбардира Али Карими, которого иногда называют Азиатским Марадоной, за отказ соблюдать пост во время продолжающегося сейчас священного мусульманского месяца Рамадан. Кроме этого, Карими якобы оскорбил представителей клуба и Федерации футбола Ирана, когда те сказали ему, что так поступать правоверному мусульманину нельзя.
Проблема на самом деле неоднозначная. С одной стороны, для любого верующего человека – не важно, христианина или мусульманина – соблюдение поста является одним из важнейших ритуалов. Но для спортсмена отказ от пищи и воды чреват, как говорится, серьезными неприятностями со здоровьем. Существуют и иные достаточно любопытные аспекты взаимоотношений спорта и религии, на которые сегодня мы и решили взглянуть.
В инциденте с Али Карими, одним из сильнейших иранских игроков (у него второй результат по числу выступлений за сборную страны и третий по количеству забитых мячей), на самом деле достаточно много неясностей. Футболист, известный по выступлениям за мюнхенскую «Баварию», сообщил на своем официальном сайте, что, как и положено правоверному мусульманину, пост во время Рамадана он соблюдает и что никого из футбольных чиновников он не оскорблял. Однако руководство клуба «Стил Азин» посчитало иначе. Вначале появились сообщения о том, что за несоблюдение норм ислама Карими отчислен из команды. Однако после того как Азиатский Марадона пропустил два матча, боссы клуба сменили гнев на милость и вернули «неверного» в коллектив. Оштрафовав его, правда, на 40 тыс. долларов.
Вообще, Рамадан с его обязательным постом, во время которого правоверные мусульмане должны от рассвета до заката не есть и не пить, является нелегким испытанием для всех приверженцев ислама. Но труднее всего приходится спортсменам. Вдобавок, как мусульмане, так и приверженцы других конфессий, которые по каким-то причинам не соблюдают пост, не должны есть или пить на глазах у тех, кто постится. Среди спортсменов-мусульман труднее всего, пожалуй, крикетистам. В этом виде спорта матчи порой затягиваются на 7 часов. «Каждый игрок решает сам, соблюдать ему пост или нет, – объясняет директор сборной Пакистана по крикету Джавар Саид. – Советуется он не с нами, а только с Аллахом. Мы в такие вопросы не вмешиваемся и спорт с религией не смешиваем».
Тем не менее существует достаточно много примеров прямого влияния руководителей клубов на поведение религиозных спортсменов. Так, в 2009 году в Италии вспыхнул громкий скандал, связанный с известным ганским футболистом Салли Мунтари, выступающим за «Интер». В одном из матчей Жозе Моуринью, тогдашний наставник команды, заменил Мунтари через полчаса после стартового свистка. Он обвинил игрока в вялости и обвинил во всем мусульманский пост, который футболист соблюдал. Выпад португальского тренера не остался без внимания президента союза исламских сообществ Италии Мохаммеда Нура Дачана. «Мне кажется, что Моуринью должен меньше болтать», – заявил он. По мнению Дачана, футболист, наоборот, получает вдохновение и психологическое преимущество во время празднования Рамадана.
Вопрос этот на самом деле, конечно, спорный. Но есть несколько довольно известных спортсменов-мусульман, считающих, что соблюдение поста действительно результату идет во благо. Так, малийский футболист Фредерик Кануте, известный по выступлениям за английский «Тоттенхэм» и испанскую «Севилью», пост соблюдает вне зависимости от погоды и обстоятельств. И ничего – был признан лучшим футболистом Африки 2007 года. Знаменитый американский баскетболист нигерийского происхождения Аким Оладжьювон, почти два десятилетия игравший в НБА, во время Рамадана всегда просыпался до рассвета, съедал семь фиников и выпивал около четырех литров воды. В дни тренировок и матчей, какими бы напряженными они ни были, он не брал в рот ни капли. «Если бы вы знали, какой восхитительный вкус у воды, когда вечером выходишь из поста», – говорит часто Оладжьювон.
Но есть и спортсмены, которые пост во время Рамадана не соблюдают, считая, что это вредно для здоровья. Так, алжирец Абделькадер Геззаль, выступающий в итальянском клубе «Бари», после того как стал профессиональным футболистом, поститься перестал. Не соблюдает Рамадан и швейцарец турецкого происхождения Гохан Инлер, выступающий за итальянский «Удинезе». В общем, дискуссий на тему, хорош ли пост для спортсмена или плох, в ближайшие пару лет наверняка будет много – ведь Олимпиада-2012 в Лондоне как раз пройдет в священный для мусульман месяц. А участвовать в ней будут, по примерным оценкам, около 3 тыс. приверженцев ислама.
В православии посты, как известно, по строгости не уступают исламским. Однако соблюдают их, по оценкам социологов, максимум пять-семь процентов всего населения страны, в основном пожилые люди. Так что среди спортсменов эта проблема остро не стоит. Зато других, и зачастую довольно странных примеров взаимоотношения спорта и религии, в России предостаточно. Взять хотя бы массовые молебны, которые теперь непременно сопровождают отъезд делегаций на крупные соревнования. Под диктофон спортсмены откровенничать на эту тему в основном отказываются, но в частных беседах признают, что не понимают, для чего это нужно. Если атлет верующий, то в церковь он сходит и сам, без всякой разнарядки. Иначе же мероприятие превращается в какое-то театрализованное представление. Ценность которого, к слову, сомнительна. Все помнят, насколько пышным был молебен зимой этого года перед отъездом сборной России на Олимпиаду в Ванкувер – и чем наше выступление на Играх закончилось? Ничего удивительного – ведь, по признанию некоторых спортсменов, ради участия в торжественных проводах им пришлось прервать тренировочный процесс и специально приехать в Москву.
За границей, конечно, никаких организованных молебнов об успешных выступлениях спортивных команд не проводится. Но религиозных спортсменов достаточно. Так, знаменитый бразильский футболист Кака считает, что всеми своими успехами он обязан Господу. Трофей, который он получил от ФИФА как лучший игрок 2007 года, он выставил на обозрение в церкви недалеко от своего дома. «Я обращаюсь к Богу постоянно – и в том числе во время матчей, – рассказал как-то он. – Прошу его о помощи. Чтобы позволил мне сделать точный пас, например». Кстати, Кака недавно заявил, что через какое-то время после окончания спортивной карьеры хотел бы стать священником.
Еще многие наверняка помнят недавнюю Олимпиаду в Пекине, в которой выступали несколько спортсменок-мусульманок в хиджабах. Шесть египтянок, три иранки, афганка и спортсменка из Йемена участвовали в соревнованиях по легкой атлетике, тхэквондо, гребле и стрельбе из лука, соблюдая мусульманский дресс-код. А вот известная теннисистка из Индии Сания Мирза, тоже мусульманка, часто подвергается жестокой критике исламским сообществом у себя на родине за то, что выступает в обычной теннисной одежде, религиозным нормам, ясное дело, не соответствующей.
У нас в стране тоже есть верующие спортсмены, причем были они и в советское время, когда религию государство не жаловало. «В 1960-е годы в нашей среде, в отличие от нынешних дней, было просто не принято молиться или креститься перед игрой, – вспоминает чемпион СССР по футболу и хоккею с мячом Валерий Маслов. – Но, помню, был очень талантливый нападающий по фамилии Адамов. Он выступал за московские «Динамо» и «Спартак», донецкий «Шахтер», но нигде надолго не задерживался. В спортивной сумке постоянно возил с собой массивный крест, икону, что-то еще из церковной утвари. При первой возможности он уезжал в родной Курск, где, как он говорил, молился. Но потом стали поговаривать, что Адамов на самом деле попал в какую-то секту, поскольку стал отказываться играть по субботам и воскресеньям. И тренеры, конечно, освобождались от парня со странностями, хотя и скрепя сердце, потому что он в одиночку мог матч выиграть. Еще помню, как замечательный защитник Виталий Данилов, игравший в хоккей с мячом в «Динамо», получил от мамы в подарок золотую цепочку с крестиком. Кто-то ее увидел и состряпал бумагу в органы. В итоге спортсмена на два года сделали невыездным. Это была полнейшая глупость, но, с другой стороны, мне неприятно и то, как современные звезды спорта открыто «примазываются» к церкви и к религии».
«В наше время большинство футболистов были комсомольцами, – вспоминает бывший наставник сборной России Анатолий Бышовец. – Нынешние игроки имеют возможность спокойно ходить в церковь, но большинство из них даже не читали Библию. Хотя есть и исключения, например вратарь Роман Березовский или не так давно завершивший карьеру известный игрок «Локомотива» Володя Маминов. В моей карьере, кстати, были случаи, когда религия играла важную роль. Так, когда я пришел тренировать португальский «Маритиму», команда была разрознена, и мне в короткий срок необходимо было игроков объединить. Я обратил внимание, что собранные в клубе португальцы и бразильцы очень религиозны. Постоянно крестятся, возводят руки к небу, шепчут «О, деуш». Тогда я попросил как бы невзначай повесить в кабинете мою фотографию на аудиенции с папой Иоанном Павлом Вторым. Игроки сразу обратили на нее внимание, и отношение ко мне стало меняться. Иногда перед началом тренировок я даже читал им выдержки из Библии. И дела у команды пошли на поправку».