Грязное это дело
В России до сих пор нет грамотной системы сортировки и переработки мусора
По оценкам специалистов организации Гринпис, ежегодно человек «вырабатывает» до 250 килограммов мусора. С переработкой этих отходов регионы России справляются в меру своих возможностей. Где-то растет число полигонов для захоронения, где-то строят мусоросжигательные заводы. Один из популярных на Западе способов – сортировка и вторичная переработка – не находит у населения нашей страны поддержки. В Москве власти несколько раз пытались ввести раздельный сбор, но программа проваливалась. В Санкт-Петербурге в специальные мусорные баки (только для определенного вида отходов) зачастую бросают все подряд, как в обычную урну. Эксперты говорят, что ситуацию может переломить только грамотная работа с населением, а результата придется ждать не одно десятилетие.
Очередную попытку справиться с проблемой мусора с помощью раздельного сбора отходов предприняли недавно в Чебоксарах. В конце прошлой недели глава города Николай Емельяненко подписал постановление, согласно которому с 1 июля 2010 года на улицах города установят около 700 разноцветных контейнеров, куда будут складываться пластик, стекло и бумага с картоном. Для их установки управляющие компании уже начали реконструкцию 259 площадок на дворовых территориях. Вторичной переработкой отходов всерьез занялись потому, что полигон твердых бытовых отходов (ТБО) в Чебоксарах исчерпал свои ресурсы.
Свалки переполнены во многих городах России. Руководитель проекта по эффективному использованию ресурсов Гринпис Игорь Бабанин отмечает, что «сегодня никому не интересно заниматься исследованием, сколько мусора производится и как он перерабатывается». Только жители столицы, по общим подсчетам, производят около пяти млн. тонн твердых бытовых отходов. Из-за нехватки мусороперерабатывающих заводов 80% этой массы вывозится на загородные полигоны в Московской области, а остальное сжигается на двух заводах. Сейчас в Подмосковье расположено 59 свалок ТБО, из которых 11 уже закрыто. Свалки быстро переполняются, «протекают» и периодически горят, отравляя жизнь людям из соседних подмосковных поселков.
Для борьбы с мусором власти Москвы намеревались построить шесть мусоросжигательных заводов (МСЗ). Многочисленные обращения граждан и экологов заставили чиновников на время отказаться от этой идеи. Теперь вместо МСЗ город собирается строить мощности по гидросепарации отходов. Первое такое предприятие планируют разместить в поселке Руднево Люберецкого района. Депутат Мосгордумы Владимир Скобяников пояснил, что сейчас изучается вопрос безопасности этого начинания для населения.
По исследованиям Гринписа, наиболее оптимальным и дешевым способом решения проблемы все же является разделение отходов на потоки. В случае сжигания затраты на один кубометр мусора составляют 357 рублей, в то время как при сортировке переработка отходов будет стоить 60 рублей. Но самый экономичный способ используется в стране меньше, чем на 10%. «Кто-то пальцем в небо ткнул и сказал, что 3% от всего мусора по России перерабатывается на вторичное сырье, – говорит Игорь Бабанин. – Но это очень условно».
По поручению столичных властей до 30 сентября 2010 года специальная рабочая группа должна разработать проект о внесении изменений в закон «Об отходах производства и потребления в городе Москве». В документе будут закреплены требования поэтапного сокращения объемов отходов, в том числе «путем сортировки твердых бытовых отходов и вторичного использования отобранных фракций». Кроме того, в проекте будут отрегулированы полномочия органов власти и ответственность субъектов хозяйственной деятельности. По предварительным данным, к 2017 году Москва должна довести сортировку мусора до 50%. Председатель фракции «Зеленая Россия» партии «Яблоко», советник РАН Алексей Яблоков замечает, это надо было сделать давно: «Раздельный сбор мусора – это общее требование для всех цивилизованных стран. В Швейцарии эта цифра составляет 97%, в Германии – 93–95%, в США – 40–50%».
Организация вторичной переработки, по мнению директора «Гильдии экологов» Вячеслава Панькова, довольно затратное предприятие. «В ситуации экономического спада у властей просто нет ресурсов на это, – объясняет г-н Паньков. – Поэтому я бы не стал давать жесткую оценку деятельности коммунальных служб». Сопредседатель группы «Экозащита» Владимир Сливяк в интервью отмечает, что «даже если власти и проявят инициативу, население будет действовать по привычке». «Если гражданам настоятельно не объяснять, то они продолжат выбрасывать весь мусор в контейнеры рядом с домом. Это работа не на одно десятилетие», – рассуждает г-н Сливяк.
Вячеслав Паньков согласен с коллегой в том, что информация об опасных отходах практически не доходит до жителей. «Мэрия должна работать с управами, а те – с каждым жителем района. В подъездах должна висеть информация, куда и что можно выбрасывать или сдавать», – отмечает эколог.
По данным опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», 83% россиян в той или иной степени осведомлены о практике раздельного сбора мусора, а раскладывать его по разным контейнерам готовы две трети респондентов. Но вот один конкретный пример: дворник дома №98 по Каширскому шоссе Георгий жалуется, что пока на его территории таких сознательных граждан мало. «Из мусоропровода регулярно убираем энергосберегающие лампы, батарейки», – рассказывает мужчина. И так, надо полагать, везде.
По мнению Владимира Сливяка, пропаганда перехода на энергосберегающее оборудование может привести к серьезным проблемам. «Энергосберегающие лампочки у нас служат меньше положенного срока из-за проблем с системой электроснабжения в домах, а отдельной системы сбора и утилизации этих отходов нет, – объясняет эксперт. – Встает проблема заражения ртутью». Далеко не во всех городах России есть хотя бы одно предприятие, принимающее эти лампочки на утилизацию от частных лиц. Москвичи могут отнести испортившиеся энергосберегающие лампы в ДЕЗ, где должны быть установлены специальные контейнеры. Принимают их бесплатно, а затем отправляют на предприятие «Экосвет», которое занимается утилизацией ртутьсодержащих предметов.
Корреспондент «Новых известий» попыталась узнать в московских ДЕЗах, как налажена работа с населением. Сотрудники службы особо не радовались наличию у корреспондента 10 энергосберегающих лампочек. «Может, поднакопите, а потом зайдете? Нет? Тогда пишите адрес», – сдались в одной из диспетчерских. Многие удивлялись сознательности граждан. «Вообще-то, девушка, энергосберегающие лампы выкидывают. Ртуть в них?» – после короткого совещания с коллегой сотрудница ДЕЗа все же согласилась принять лампы для утилизации. По словам коммунальщиков, лампы жители несут, но не слишком активно. Три контейнера набирается в среднем за четыре месяца.
Генеральный директор компании, которая сотрудничает в этой области с частными организациями и предприятиями, Владимир Тимашин объяснил, почему такие лампы опасно выкидывать в мусоропровод. «Если энергосберегающая лампа разбивается, из нее выделяется от трех до семи миллиграммов ртути, а безопасным считается, когда ее содержание в воздухе не превышает 0,0003 миллиграмма», – говорит специалист. Одной энергосберегающей лампы достаточно, чтобы заразить подъезд панельного дома.
Куда обратиться простому гражданину для сдачи батареек или вышедшей из строя бытовой техники, узнать тяжело. По словам экспертов, их можно сдавать тем же предприятиям, что и энергосберегающие лампы. «Необходимо вводить ответственность производителя, – считает Игорь Бабанин. – Чтобы расходы на переработку входили в цену товара, а его можно было бы сдать туда, где купил».
Что касается макулатуры, то времена ее сдачи в обмен на талоны на дефицитную литературу ушли в далекое прошлое. Сегодня население крайне неохотно идет в пункты приема вторсырья. Обычно они расположены довольно далеко от станций метро, а вознаграждение оказывается скромным – от одного рубля за килограмм. Как заявили в городском предприятии «Мосвторресурсы», чаще всего сдают старые журналы, газеты и картонные коробки. Средний размер пачки составляет от 10 до 50 килограммов. Экологически сознательным, но занятым гражданам избавиться от макулатуры помогают перекупщики. «Мы вывозим мусор в жилых объектах по просьбам управ, – поясняет руководитель организации «Услуги для населения» Василий Иванов. – У жильцов мы денег не берем, а наоборот, мы платим». Пока в нашей стране таких перекупщиков мало, поскольку сбор макулатуры с населения очень дорог, считает Игорь Бабанин. Власти еще не придумали, как можно стимулировать бизнесменов.