Касьянов и Митрохин уходят в «Солидарность»?
Первый митинг ультралиберального движения «Солидарность» пройдет в столице в расширенном составе 21 февраля на Чистых прудах у памятника Грибоедову.
Первый митинг ультралиберального движения «Солидарность» пройдет в столице в расширенном составе 21 февраля на Чистых прудах у памятника Грибоедову. На нем запланированы выступления лидеров РНДС Михаила Касьянова и «Яблока» - Сергея Митрохина. Ранее оба оппозиционера относились к очередному детищу Каспарова, мягко выражаясь, с прохладцей.
Либеральное движение «Солидарность», организованное осенью этого года на основе ОГФ Гарри Каспарова, ряда мелких «несогласных» движений, а также ушедшего в радикальную оппозицию московского отделения ликвидированной партии СПС, проводит 21 февраля свой первый митинг. Мероприятие заявлено достаточно скромно, с численностью участников в 300 человек и основным лозунгом «Правительство в отставку!».
Не обошлось, однако, без сенсаций. В четверг в интернет-сообществе «Солидарности» был опубликован план митинга, из которого следует, что в нем примут участие лидер «Яблока» Сергей Митрохин (тема выступления «власть боится оппозиции, власть боится своего народа») и лидер РНДС, экс-премьер-министр России Михаил Касьянов (тема выступления «власть ответственна за кризис, власть ограбила народ, Путина - в отставку»).
Ранее и Михаил Касьянов, и Сергей Митрохин не раз негативно отзывались о деятельности оппозиции во главе с Гарри Каспаровым. Так, Михаил Касьянов еще летом 2007 году покинул «Другую Россию», не найдя общего языка с партнерами по коалиции. За полгода до выборов Касьянов заявил, что ни один из базовых вопросов, ради которых собиралась «Другая Россия» не решены: не определена ни общая идеологическая платформа, ни единый оппозиционный кандидат в президенты РФ. Экс-премьер сказал, что не видит дальнейшего смысла пребывать в коалиции, и сосредоточится на создании собственной партии «Народ за демократию и справедливость» (НДС).
Не раз предпринимавшиеся впоследствии попытки завлечь Михаила Касьянова в союз, несмотря на его неудачу с регистрацией собственной партии. Подводя итоги уходящего 2008 года, Касьянов в интервью радио «Свобода» говорил: «Меня приглашали вступать в «Солидарность», но это другая организация. Поэтому я не очень понимал, почему мне нужно из одной организации уйти в другую организацию. У меня 56 тысяч соратников нашей партии. И мне не очень это понятно».
Значительно жестче всегда отзывался о деятельности «несогласных» лидер «Яблока» Сергей Митрохин: «Идеология «Солидарности» - в чистом виде повторение «Демвыбора России» и СПС, с которыми «Яблоко» всегда полемизировало и предсказывало печальный результат для страны в следовании этой идеологии», - комментировал Митрохин учредительный съезд движения. Неучастие в «Солидарности» он назвал вопросом элементарной порядочности.
На прямой вопрос журналистов возможно ли какое-то сотрудничество «Яблока» и «Солидарности» Митрохин еще в ноябре 2008 года говорил: «В этой затее не участвуем, она носит оттенок плагиата и пародии». «Я очень уважаю польскую «Солидарность», - сказал он. - Но сейчас это в некотором смысле плагиат и кощунство заимствовать название у движения, которое сыграло огромную историческую роль. Лидеры польской «Солидарности» шли в народ, проводили титаническую работу. А те, кто сейчас в России пытается собраться под этим названием, умеют заниматься собственным пиаром и больше ничем».
Почему ближе к весне точка зрения двух российских оппозиционеров столь радикально переменилась, пока не ясно. По мнению экспертов, в случае с Михаилом Касьяновым это может быть связано с разочарованием в собственном партстроительстве. «У Михаила Касьянова, никогда не получится создать собственную партию», - полагает президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров.
«Естественно, он будет пытаться подмять все либеральные и иные организации, которые каким-то образом работают, выражаясь языком политтехнологов, «в поле», - считает он.
«Они, в свою очередь, хотят финансирования и определенного социального статуса в лице Касьянова, а ему нужна хоть какая-то структура (пусть даже карликовая), которая хоть как-то активна», - говорит политолог.