Фильмы, которые мы выбираем
В День российского кино «Русская планета» вместе с экспертами размышляет о том, в каком состоянии пребывает нынче «важнейшее из искусств»

Этот праздник отмечается с 1980 года, и обязан он своим появлением советской власти: 27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела. Хотя лучше бы кинематографистам гулять в мае, ведь первый киносеанс в России состоялся 4 (16) мая 1896 года в петербургском саду «Аквариум». Сначала праздник назывался, естественно, Днем советского кино, в 1988-м он был переименован в День кино, затем в День кино России, а после распада СССР обрел нынешнее название.
Праздник праздником, но каково ныне положение «важнейшего из искусств»? С одной стороны, оно начало выправляться после провала 1990-х. Тогда производство фильмов резко сократилось, многие актеры и режиссеры потеряли работу. Выживали те, кто не брезговал сниматься и снимать откровенную пошлятину, вершиной которой стал «шедевр» под названием «Сэнит зон», имевший также второе, нецензурное название. Лидировали криминальные боевики, создание коих финансировалось околокриминальными кругами. Были, конечно, и достижения вроде «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова — фильм 1994 года получил, как известно, «Оскара». Однако в целом «лихие 90-е» лихо прошлись по киноискусству.
В середине «нулевых» кинематограф в России начал воскресать. В 2005 году было снято 82 игровых фильма, в 2006-м — 106, в 2007-м — 146, в 2008-м — 162, в 2009-м — 194. Некий спад отмечался в 2010 году — 160 картин, в 2014-м их выпущено примерно столько же — 158. От криминальной тематики киношники перешли к военно-патриотической и остросоциальной, появились и появляются фильмы, рассказывающие о жизни известных людей.
А вот пятерка самых кассовых лент первого десятилетия XXI века: «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова (2007 год, 1233 млн рублей), «Адмирал» Андрея Кравчука (2008 год, 912 млн рублей), «Дневной дозор» Тимура Бекмамбетова (2006 год, 867 млн рублей), «9 рота» Федора Бондарчука (2005 год, 723 млн рублей), «Самый лучший фильм» Тимура Кузина (2008 год, 678 млн рублей).
Ностальгируя по прекрасному и могучему советскому кино, надо понимать, что даже признанные классическими работы далеко не всегда собирали в кинотеатрах массу зрителей и, соответственно, аккумулировали хорошие сборы. Аутсайдерами проката в СССР были, например, «Пять вечеров», один из лучших фильмов Никиты Михалкова (9,9 млн зрителей), «Из жизни отдыхающих» Николая Губенко (9,1 млн), «Сто дней после детства» Сергея Соловьева (7,4 млн), «Тени забытых предков» Сергея Параджанова (6, 5 млн). У «Сталкера» и «Зеркала» Андрея Тарковского зрителей насчитывалось и того меньше. Зато почти 100 млн посмотрели импортную «Есению», десятки миллионов набирали индийские картины «Бобби», «Белое платье», «Мститель». Из наших фильмов аудитория в 74,6 млн зрителей была у «Свадьбы в Малиновке», огромное количество людей шло на фильмы «Мачеха», «Русское поле», «Спортлото-82», «Трембита» — не самые выдающиеся произведения.
Однако отношение людей к отечественному кино все-таки стоит признать очень доброжелательным. По данным аналитического портала Gineurona, в среднем на один российский фильм приходится около 860 тысяч зрителей — это лучший результат в Европе, в странах которой на один национальный фильм приходят в среднем около 160 тысяч человек.
Если говорить о зрительских кинопредпочтениях, то на первом месте, разумеется, стоят телесериалы, затем идут американские коммерческие фильмы, потом отечественные авторские фильмы, за ними российские коммерческие картины и авторские ленты других стран.
Мы, конечно, еще сильно отстаем от Голливуда по части компьютерных наворотов, хотя уже очень хорошо освоили технологию 3D. Ощущается нехватка кадров: режиссеров, звукооператоров, осветителей. Да и с хорошими актерами, прямо скажем, проблема: их портят телесериалы, куда они идут за большими деньгами, теряя при этом квалификацию. Зато в стране появилось немало замечательных многозальных, хорошо оснащенных кинотеатров. Помогло то, что уменьшены пошлины на ввоз кинопроекционного оборудования, что снижает себестоимость при прокате.
И все-таки в каком состоянии нынче российский кинематограф: на подъеме, в застое или в кризисе? Известный кинокритик Ирина Павлова отвечает РП на этот вопрос так: «Вся страна переживает экономический кризис, и наше кино тоже. У него кризис системный. Чтобы сделать хороший фильм, надо очень много денег вложить. Кино — это большая фабрика. Такие фильмы, как "Легенда номер 17" или "Битва за Севастополь", весьма дороги. Достать же деньги сейчас крайне сложно. Чтобы Министерство культуры открыло финансирование, надо, чтобы оно было заведомо уверено в том, что продюсер и режиссер сделают успешную работу. Но уверенным в этом полностью никто быть не может. Культура — предприятие рискованное. Только меценаты, содержавшие Моцарта или Баха, не сомневались, что эти композиторы создадут великие произведения. Особый риск с авторским кино, в котором есть совершенно замечательные образцы, но угадать, что в итоге получится, совсем невозможно. Но именно авторский кинематограф развивает этот вид искусства, находит новый язык и приемы. Есть третий вариант — есть люди, дающие деньги на фильмы и не рассчитывающие обязательно получить прибыль или даже вернуть потраченное. Я перед ними преклоняюсь, они готовы на все ради искусства, но их становится все меньше. Поэтому, когда говорят о кризисе в кино, это не преувеличение, а преуменьшение тягостности ситуации. Состояние культуры безнадежно ухудшается. Свежий пример: в Москве больше не будет проводиться один из лучших кинофестивалей — "Московская премьера"; его закрыли из-за проблем с деньгами. Зато имеется фестиваль жизнеутверждающего кино, который проводит депутат Мосгордумы Евгений Герасимов. Жизнеутверждающее кино хорошо, когда оно сделано в традициях большого искусства, но у нас его качество, как правило, крайне низко».
Из самых сильных своих киновпечатлений последнего времени Ирина Павлова выделяет два — это «Ангелы революции» Алексея Федорченко и «Страна Оз» Василия Сигарева: «Первый фильм очень красивый, очень страшный и очень философский, а второй — это современные "Ночи Кабирии". Правда, боюсь, что такому кинематографу у нас дороги нет».
Оптимистичнее смотрит на дела в нашем кино председатель Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов: «Российскому кино благодаря реформам 2009 года — созданию Фонда кино и более эффективному распределению господдержки — стало легче. Все чаще появляются большие, значительные картины, они стали сложнее технологически. Можно вспомнить "Метро", "Елки", "Сталинград", "Призрак", "Батальон", "Битву за Севастополь", "Легенду номер 17", разные мультфильмы. Бюджет дает на производство 25% денег, остальные 75% — частные средства. Но два года назад Министерство культуры выступило с неправильной, на мой взгляд, инициативой. Оно хочет повышения возвратности денег, и теперь кинопроизводители должны возвращать в казну 40% полученных от государства средств. Резко сократился ресурс для движения вперед. Крупные проекты не могут быть реализованы. Мне, скажем, пришлось закрыть ровно половину своих проектов. Я расстроен, мои коллеги тоже. Год кино, каким объявлен 2016-й, может быть, как-то поправит положение, но в 2017-м, боюсь, кино придется туго».
РП поинтересовалась у Сергея Сельянова, какие тематические, жанровые ниши могли бы привлечь зрителя в ближайшем будущем.
— Безусловно, фантастика. Хотя это очень затратное кино. Но мы с Джаником Файзиевым как раз сейчас работаем над фантастическим проектом «Вратарь Галактики». И, конечно, кино для детей, хотя оно самое дорогое в кинематографе. Но у нас его очень не хватает, хотя есть хорошие мультфильмы. А мне бы очень хотелось поставить игровой фильм-сказку.
Развиваются киностудии страны. Как рассказала заместитель гендиректора киноконцерна «Мосфильм» Светлана Пылева, там прошла серьезная реконструкция, студия хорошо технически оснащена. Здесь запущено в производство три кинопроекта, финансирование которых концерн ведет самостоятельно. После долгой разрухи возрождается и «Ленфильм», за что Сергей Сельянов особо благодарен губернатору Петербурга Георгию Полтавченко, постоянно помогающему студии. Здесь тоже есть интересный проект — сборник из шести новелл по 15 минут каждая под названием «Петербург-селфи». Все новеллы снимают женщины-режиссеры. В прошлом году к российским кинофабрикам добавилась киностудия «Ялта-фильм». Ее директор Ольга Прудникова-Юшкова сообщила, что территория недавно была пригодна лишь для того, чтобы снимать сцены разрухи. Правительство Крыма согласилось признать часть объектов «Ялта-фильма» объектами культурного наследия. По федеральной целевой программе выделены деньги на ремонт, за счет республиканского бюджета куплено две камеры, сотрудники ждут, что и частный бизнес подключится к возрождению студии, где было снято множество замечательных лент.
Ну а кинопремьерой, которой сегодня, в День российского кино, собираются порадовать нас мастера камеры, станет выходящая на экраны 850 кинотеатров страны анимационная лента «Необыкновенное приключение Серафимы». Она рассказывает о дочери репрессированного священника. Дело происходит в 1943 году, Серафима живет в детском доме, полном секретов и призраков. Вместе с подругой она отправляется в загадочную каморку под лестницей и оказывается в водовороте невероятных событий, которые помогают ей узнать тайну детдома и судьбу родителей. В мультфильме присутствует русский святой Серафим Саровский, его озвучил актер Александр Михайлов. Генеральный директор Киностудии имени Горького Сергей Зернов сказал о картине так: «Любая тема, связанная с верой, деликатна, сложно передать ее киноязыком. С одной стороны, наша задача заключалась в том, чтобы сохранить светскость кино, но вместе с тем рассказать о вере так, чтобы зритель получил эмоциональный импульс». Впервые в отечественной анимации в фильме применены новейшие технологии объемного звука Aura и Dolby Atmos. Создатели «Серафимы» считают, что картина может заинтересовать зрителей в Европе и Латинской Америке. Осенью запланирована озвучка мультфильма на английский язык.
Продюсер Сергей Сельянов заверил, что в будущем году нас ожидает немало качественных премьер, некоторые из них должны стать событиями. Так что, несмотря на все сложности жизни кинематографистов, они не оставляют усилий, чтобы порадовать зрителей.