Кипрский форс-мажор
Местные правоохранители начали расследование деятельности фирм, связанных с Юрием Жуковым и Германом Грефом
О том, что связывает главу Сбербанка Германа Грефа и основателя Группы ПИК Юрия Жукова, наше издание сообщало неоднократно. Это – операция по захвату Жуковым крупнейшего в Европе производителя гранитного щебня, предприятия «Павловскгранит» в Воронежской области.
Недавно события вокруг предприятия получили новый поворот. На Кипре началось расследование, связанное с «Павловскгранитом». И тут на свет выплыли интересные подробности.
Напомним, что в результате рейдерского захвата предприятия его акционерами стали зарегистрированные на Кипре компании Aletarro Limited (владелец Юрий Жуков) и Nisoram Holding Limited. Это, как говорят, структура подконтрольная лично г-ну Грефу. Для приличия в этой схеме участвовало и российское ООО «Атлантик».Так вот, после захвата акционеры существующую структуру обанкротили, а все имущество перевели на два вновь созданных юрлица – ОАО «Павловск-Неруд» и ОАО «Павловск-Промвзрыв».
В чем важность ставших достоянием общественности документов? Во-первых, они подтверждают незаконность сделок по выводу имущества предприятия на баланс компаний-захватчиков. Во-вторых, становится «задокументированной» и связь между Жуковым и представителями Сбербанка с одной стороны и этими структурами, с другой. Как говорят, ранее эту связь указанные лица всячески отрицали: Жуков лгал об этом, отвечая на вопросы следователей на допросах, гендиректор «Сбербанк капитал» Ашот Хачатурянц и его замы Дмитрий Беленов и Владимир Лелюх уходили от ответов на правительственных совещаниях, а Герман Греф просто отмалчивался.
И в-третьих, «кипрские» документы показали, что отсутствие этих доказательств ранее позволило нынешним собственникам того, что осталось от «Павловскгранита», как минимум, решить четыре тактических задач.
Задача №1 – нейтрализация правительственной комиссии под председательством Андрея Белоусова. Она была создана поручению занимавшего тогда пост премьера Владимира Путина и должна была найти решение с урегулированием долга прежнего владельца ОАО «Павловскгранит» Сергея Пойманова перед Сбербанком. Однако «команда Сбербанка» убедила комиссию в том, что передоверить право распоряжаться долгом Пойманова перед Сбербанком лучше некоему ООО «Атлантик». Мол, зачем государству вмешиваться в отношения хозяйствующих субъектов в сфере частного бизнеса.
О том, что на выкуп долга перед Сбербанком деньги «Атлантику» выдаст сам же Сбербанк, его представители Правительство не проинформировали. Как не сообщили они и о том, что передача права требования по кредиту «Атлантику» открывает возможность передать стратегическое предприятие оффшорам с неустановленными бенефициарами, что, во-первых, незаконно, во-вторых, точно не относится к сфере взаимоотношений хозяйствующих субъектов, а требует жесточайшего контроля со стороны государства.
Задача №2. Необходимо было добиться от Федеральной антимонопольной службы разрешения на одобрение сделки по выкупу кипрскими оффшорами акций ОАО «Павловскгранит», имевшего собственное производство взрывчатки и являвшегося стратегическим предприятием, без раскрытия бенефициаров этих оффшоров. Сделать такое, не нарушив 57-ФЗ («О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»), было невозможно. Однако, как утверждают, с помощью связей в СЭБ ФСБ и в руководстве Федеральном антимонопольной службы, рейдеры смогли получить необходимое им согласие.
Правда, не все прошло гладко. ФАС обнаружила связь, а точнее - аффилированность между Национальной нерудной компанией (ННК) Юрия Жукова и компанией «Атлантик», принадлежавшей тому же Юрию Жукову. ННК была оштрафована. Попытки юристов Жукова оспорить факт в суде успеха не принесли - Девятый апелляционный арбитражный суд подтвердил, что у «Атлантика» и ННК одни и те же реальные хозяева.
Задача №3 состояла в том, чтобы прекратить уголовное дело против Юрия Жукова, а такое дело было, и по нему работал следователь Главного следственного управления ГУ МВД России по г. Москве Антон Егоров. В основу уголовного дела, в котором Жукову вменялась «организация незаконного принуждения к совершению сделки» (п. «в» ч. 2 ст. 179 УК РФ) легла аудиозапись беседы Юрия Жукова и Сергея Пойманова. Разговор этот нужен был Жукову для того, чтобы Пойманов уступил ему около 9% акций «Павловскгранита», остававшихся в собственности его близких родственников. К тому моменту структуры Жукова и его партнеров контролировали большую часть уставного капитала ОАО «Павловскгранит».
Обвинения по 179 статье УК РФ были предъявлены Жукову после проведения фоноскопической экспертизы. Экспертиза подтвердила - Жуков оказывал давление, угрожал и принуждал Пойманова к сделке. Забегая вперед, скажем, что Егоров интересы Жукова защитил. Можно предположить, что не безвозмездно. А бороться было за что. Указанный пакет акций в 8-9% представлял собой огромную ценность для новых собственников «Павловскгранита». Эти акции были важны для проведения процедуры в рамках сделки по продаже имущества «Павловскгранита» компаниям «Павловск-Неруд» и «Павловск-Промвзрыв». Согласно установленным правилам, акционеры (кроме тех, которые аффилированы и с продавцом, и с покупателем) должны проголосовать «за» нее, чтобы она состоялась. Исходя из закона и существующего расклада, в том голосовании могли принять участие только те самые 8-9% акций, контролировавшиеся Поймановым. И их переход в руки новых хозяев сводил все риски до нуля.
Но, повторимся, теперь дело может принять совершенно иной разворот. Ведь возможности топов Сбербанка и Юрия Жукова на Кипре все-таки сильно ограничены. Хватит ли сил у тамошних правоохранителей провести независимое расследование и дать ход громкому делу?
Мы будем следить за развитием событий.