Три Владимира
«Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». Это русская народная мудрость. Чтобы дискредитировать идею, ее надо довести до абсурда. То же самое, но по-современному.
Когда весной сын рассказал, что рядом со смотровой площадкой у МГУ хотят поставить памятник князю Владимиру, я усомнился. Первый вопрос был «а куда ж его там ставить», ну и второй, логично, «а зачем?». Потому что размещение монумента в этом месте выглядело противоестественно со всех точек зрения.
Во-первых, территория МГУ и Воробьевых гор, особенно в районе смотровой площадки, является законченным парково-архитектурным проектом. Очень гармоничным. Со всех точек зрения и точек обзора. Построить там что-то – получим Дворец съездов в Кремле.
Во-вторых, тысяча лет со дня смерти крестителя Руси – дата, конечно, круглая. И фигура он в истории, безусловно, видная. Хотя в человеческом и моральном плане личность ой как сомнительная и памятника за добродетель уж точно не достойная. Вспомнить хотя бы, что он учинил лично во время захвата Полоцка.
Но, главное, в-третьих, причем тут Москва? К Москве князь не имеет никакого отношения – по причине ее отсутствия как города на момент его жизни. К Московскому государству тоже. К Российской империи тем паче. Иван Калита или Иван III гораздо больше для Белокаменной расстарались.
Понимаю, что это акт политико-государственный, реверанс в сторону РПЦ и, отчасти, наш ответ жовто-блакитным. Но даже борьба за приватизацию отцов-основателей должна быть продуманной. А здесь… Ведь, если честно, никто не возражает против памятника князю Владимиру как такового. Возражают только против места его установки. Ну и, конечно, против нарушений закона, которые в очередной раз явила нам единороссовская Мосгордума. 24-метровый колосс на бровке Воробьевых гор (учитывая сложный характер почв в этом районе) превращается в источник техногенной катастрофы.
А вообще, создается впечатление, что к памятной дате в стране вспыхнула какая-то «владимирская» эпидемия. В Смоленске, на набережной тоже ставят бронзового Владимира. Правда, всего 4-метрового. Но зато для этого разворотили недавно уложенную плитку и теперь экскаватором срубают лестницу. Установят памятник князю и во Владимире. Но это как раз логично – город-то им был основан. И высота у монумента вменяемая, 6 метров. И поставят его не у Золотых ворот, а в уютном сквере на месте кафе «Блинчики». Рядом с храмом во имя Владимира и князей владимирских, который тоже построят рядом. Потому что до «Блинчиков» здесь стояла Пятницкая церковь разрушенная в советское время. Почему-то у городских властей бывшей столицы Владимиро-Суздальского княжества хватило чувство меры и понимания, что можно делать, а чего нельзя. А у Собянина с МГД – нет.
И никто из сторонников установки памятника на Воробьевых горах не вспоминает, отчего это храм Христа Спасителя не стали там строить. А возвели его в итоге в известном месте. По той же геологической причине, в частности. Я понимаю уперто православных москвичей и цинично равнодушных чиновников, которые хотят «штоб над рекой, как в Киеве» и которым все равно куда ставить. Но, ребята, Москве хватило церетелиевского Петра. Хорошо его хоть в угол засунули, не видно. Второго такого не надо. Не забывайте пословицу. Пожалуйста.