Квант подчиненности
Российские законодатели намерены лишить врачей базовых конституционных прав. Возможно, они не понимают, что тем самым «полоса нестабильности» в стране будет расширена до максимума
Странные сообщения приходят из Башкирии. Депутаты Госсобрания направили на имя спикера Госдумы РФ Сергея Нарышкина законопроект, в котором просят запретить объявлять голодовки медикам, летчикам и спасателям. Изменению подлежит 413 статья Трудового кодекса. Ее предлагается дополнить фразой «Не допускается отказ лиц от приема пищи как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров». Кроме медиков, к категориям граждан, которым запрещено голодать, предлагается отнести спасателей, диспетчеров, летчиков, железнодорожных рабочих, работников водного транспорта и связи, командиров судов, сотрудников предприятий энергообеспечения, тепло-, водо- и газоснабжения.
То есть, как минимум, 12 категорий работающих. Вы можете спросить – а почему Башкирия? Отвечу: очень просто – именно в Уфе объявили голодовку врачи местной «скорой помощи». Почему они ее объявили? И здесь тайны нет: они требовали а) прекратить нарушения трудового законодательства со стороны руководства подстанции, б) прекратить нарушения в кадровой политике и в) прекратить нарушения по вопросам оплаты труда.
Напомним, что ранее, 30 июля 2014 года, в Уфе состоялся пикет врачей, фельдшеров, медсестер, водителей станций «скорой помощи». Участниками акции, по разным оценкам, были до 85 человек. Осенью 2014 года — с 9 по 23 сентября и с 8 по 13 октября — сотрудниками «скорой» дважды проводилась голодовка. Участники акции требовали повышения зарплаты, гарантированного восстановления 100-процентной оплаты «ночных часов», доплаты за расширенный объем работы в неукомплектованных бригадах, а также за интенсивность работы. 23 марта 2015 года в знак протеста голодовка была объявлена в третий раз.
Если инициатива башкирских парламентариев встретит поддержку в Москве, то страна получит готовую политическую мину. Представьте ситуацию, когда врачам или железнодорожникам месяцами не платят з/п, те, объявляя забастовку, требуют ее выплатить, опираясь на права, закрепленные в ч.4 ст. 37 Конституции РФ, потому что им тоже надо выполнять обязательства перед другими структурами – платить за квартиру, за образование детей, медицину, по кредитам и т.п. А им этого не дают. Причем делают это те же, по сути, государственные структуры. Подобная ситуация порождает нездоровую двойственность: наемные работники целого ряда отраслей не имеют возможности защищать свои права и требовать положенное им по закону только потому, что именно закон запрещает им требовать то, что им же, законом, положено. В частности, заработную плату, являющуюся единственным источником жизнеобеспечения их лично и их семей.
По словам известного врача-невролога Семена Гальперина из ГКБ№11 г.Москвы, действия, подобные этим, являются результатом так называемой «реформы здравоохранения». Эта реформа «больше похожа на сокращение бюджета за счет уменьшения количества медицинских работников и пациентов, которые могут получить бесплатную помощь. Логика действий, видимо, такова: в бюджете денег нет, значит, будем экономить на здравоохранении и образовании. Результаты проверки Счетной палаты подтверждают то, что мы, медики, знали уже давно - если эту «реформу» не остановить, люди в ближайшее время останутся без бесплатной медицинской помощи вовсе», говорит он.
«Повторю, никаких целей, кроме уничтожения бесплатной медицины, реформа не преследует, - уверен г-н Гальперин. - В небольших городах и сёлах медицина просто разваливается. Закрываются родильные дома, фельдшерско-акушерские пункты. На мой взгляд, реформа пока заключается в уничтожении того, что есть. И ничего не строят взамен».
Добавим: если к инициативе башкирских законодателей прислушаются на Охотном ряду, то страна получит крайне негативный правовой прецедент. Но нужно ли это Сергею Нарышкину? Хотелось бы услышать оценку этих веяний и со стороны представителей ОНФ – благо, в последнее время «фронтовики» более чем объективно относятся к деятельности федерального Минздрава.