Минсельхоз просит затянуть пояса
По данным ведомства, российский АПК резко снизил запросы по кредитованию текущих работ. Это чревато серьезным падением объемов производства сельхозкультур и обострением социальной ситуации на селе
Министерство сельского хозяйства России признало: в 2015 году, перед началом посевной крестьяне массово отказываются от кредитов на ее проведение. По состоянию на 24 февраля 2014 года объем выданных кредитных ресурсов на проведение сезонных полевых работ составляет 12,5 миллиарда рублей, что на 33,5% ниже уровня аналогичного периода минувшего года. Потери демонстрируют ведущие банки-кредиторы АПК: Россельхозбанком выдано кредитов на сумму 10,68 миллиарда рублей, что на 28% ниже предыдущих показателей, Сбербанком — на 1,8 миллиарда рублей, что ниже на 55%. При этом банки готовы пойти на льготные (по нынешним понятиям) условия кредитования. Так, Сбербанк увеличивает срок кредитования на приобретение техники до 7 лет, а процентную ставку устанавливает на 1 пункт ниже, чем для других отраслей. Но крестьяне на эти условия не идут. Сокращение темпов кредитования сезонных полевых работ наблюдается в Костромской, Орловской, Саратовской, Ульяновской областях и еще в 20 субъектах РФ на уровне от 30% до 50%. Уменьшатся на те же 30-50% и посевные площади. И мы сильно не досчитаемся урожая.
Что это означает? Во-первых, нежелание крестьянских хозяйств увеличивать кредитную нагрузку по причине невозможности расплатиться по ранее взятым обязательствам. Эта тенденция не нова, но государство не делает ничего, чтобы хоть как-то выправить положение. Приведем цифры: в 2014 году, до всяких санкций и финансовых махинаций, объем выданных кредитов на проведение сезонных полевых работ также съеживался, как шагреневая кожа: 182 млрд. рублей, или на 22% меньше, чем в 2013 году. Тогда Россельхозбанк выдал кредитов на сумму более 142 млрд. рублей (на 17% меньше, чем годом ранее), а Сбербанк России - на 40 млрд. рублей, что на 35% меньше, чем в 2013 году.
Во-вторых, невозможность реструктурировать уже имеющуюся задолженность. По данным Росстата, закредитованность российских сельхозпредприятий достигла 1,5 трлн рублей, из них просроченная задолженность составляет 100 млрд рублей. Но банки не идут на реструктуризацию долгов и рефинансирование. От этого страдают даже крупнейшие российские агрохолдинги. Так, признан банкротом крупнейший производитель муки «ОГО», приостановлена работа агрохолдинга «Сады Придонья», группа «разгуляй» не может договориться с Внешэкономбанком. Продано за долги имущество компании ВАМИН.
Ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил: 1 трлн рублей, выделяемый на поддержку банков, не будет использоваться для их санации или спасения от проблем. «Это позволит расширить кредитование реального сектора», - не единожды говорил чиновник. Вместе с тем, он признался, что у правительства нет «реальных рычагов влияния на банковский менеджмент», однако эта проблема может быть решена.
Пока власти думают, как они будут влиять на банкиров, аграрии тревожатся за перспективы весеннего сева. Как заявила замглавы комитета Государственной думы РФ по аграрным вопросам Надежда Школкина, из-за высоких цен на минудобрения посевная кампания-2015 в некоторых регионах страны в среднем подорожает минимум на 40% по сравнению с прошлым годом. Из-за колебаний курсов валют резко взлетели в цене семена, запчасти к технике и оборудованию, растут цены на ГСМ. Не добавляет оптимизма и процентная ставка по кредитам (сейчас для АПК она составляет более 30%), что делает кредиты просто недоступными.
«И даже при этих ставках получить кредит в банках порой невозможно, особенно учитывая высокую закредитованность сельхозпредприятий и отсутствие у них залоговой базы», - говорит Школкина. На деле кредитование предприятий АПК остановлено банками с конца ноября прошлого года.
Депутаты Госдумы еще в конце января предлагали принять меры по обеспечению сельхозпроизводителей необходимым объемом минеральных удобрений, средств защиты и ГСМ, установив фиксированные цены на уровне цены в январе 2014 года плюс инфляция. Однако Правительство не торопится. Наверное, в Белом доме не понимают, что финансирование сельхозработ носит сугубо сезонный характер. Тракторы селяне покупают в ноябре-январе, ГСМ – до марта, комбайны – весной. Но, видимо, Аркадий Дворкович, курирующий сельское хозяйство, разбирается в проблемах АПК так же профессионально, как и в электричках. Глава Минсельхоза мог бы и просветить на этот счет вице-премьера – все полезнее, чем в парике и темных очках по рынкам ходить.