Ликсутов сук
Несвоевременный оброк провоцирует водителей на бунт
Ровно через неделю москвичи и гости столицы получат замечательный предновогодний подарок – тысячи новых платных парковок. С 25 декабря более шестисот улиц за пределами Садового и Третьего транспортного кольца станут новыми кормушками для вымогателей на эвакуаторах и для партнеров товарища Ликсутова. В этот же день благодарные водители намерены провести в полдень массовую акцию признательности – остановиться на час в любом месте движения и, включив аварийки, бить поклоны и воздавать хвалу всемогущему кудеснику, превращающему любой грязный метр асфальта в золотую жилу.
Надо отдать должное дептрансу столицы – трудно было выбрать более удачное время для столь масштабного расширения зоны платных парковок. Лучшие умы в руководстве отечества сломали голову, придумывая, чем бы отвлечь паникующий электорат от скачущих галопом доллара и евро. Массовые сеансы руководящего гипноза уже с трудом воспринимаются нашим растревоженным ульем, потому что даже бывшие двоечники по школьной математике каждый день без калькулятора подсчитывают и убеждаются, что их труд на глазах становится дешевле, зарплата меньше, а жизнь беднее. В такой жизнерадостной ситуации каждый дополнительный оброк может восприниматься либо как особый цинизм, либо как идиотская шутка. Но господин Ликсутов не то чтобы особый циник и уж наверняка не идиот. Он просто хочет – как лучше. Он в роли симпатичной Снегурки несет нам подарки от имени старших товарищей, и с детской непосредственностью удивляется, отчего мы ему не благодарны.
Раздавая налево и направо пространные интервью, главдеп Ликсутов убеждает столичных водителей, что их жизнь стала значительно лучше. Пробки уменьшились, парковки стали свободнее, эвакуаторщики – внимательнее, штрафы – доступнее... А все жалобы автовладельцев на ошибки системы, на незаслуженные санкции, на унижения и хамство, с которыми они постоянно сталкиваются, все критические публикации чиновник, судя по всему, воспринимает как происки недоброжелателей.
И, видимо, убеждает в этом старших товарищей. Впрочем, они ему, судя по всему, уже не всегда верят. И уже порою вынуждены поправлять. Даже уважаемому мэру столицы пришлось успокаивать москвичей и подмосковцев, которых всполошили слухами о возможном введении платного въезда в город. Степень народного возмущения была такова, что даже Кремль поспешил откреститься от этой идеи.
На днях сотрудница нашей газеты поехала по редакционному заданию в Зеленоград. Припарковала машину у офиса компании, пошла на встречу, а когда вышла – автомобиля не обнаружила. Как выяснилось, где-то за углом очень хитрым образом был установлен знак-ловушка, запрещающий остановку, и рэкетиры на эвакуаторе увезли машину. При этом выяснилось, что самым замечательным образом ближайшая штрафная стоянка расположена... в Москве. Изобретательные дептрансовцы не стали искать легких путей для жителей Зеленограда, который находится далеко за МКАДом и совсем не близко от Москвы, и обрекли штрафников на дополнительную поездку в любимую столицу.
Каждый день десятки эвакуаторов несутся в Зеленоград за своими жертвами, затем несутся с добычей обратно по забитой пробками Ленинградке. Вслед за ними десятки автовладельцев на такси несутся в Москву разыскивать штрафстоянку, затем, пройдя через все этапы унижений и расплат, несутся уже на своей машине вслед за такси обратно в Зеленоград. Эти снующие туда-обратно потоки, спровоцированные организаторскими талантами ликсутовской команды, заметно улучшают транспортную обстановку на Ленинградском и Пятницком шоссе и наполняют бессмысленные пробки явным материальным смыслом. Для отдельных товарищей.
Такие же потоки из тысяч автомобилей носятся и через всю Москву, потому что эвакуируют машины в одном конце города, а на штрафстоянку везут в другой. Я, например, из Митино за машиной дочери ехал на Варшавку. Ликсутовского гения не хватило на то, чтобы создать штрафстоянки в каждом округе. А может, ровно наоборот? Может, как гениальный бизнесмен, он заинтересован в том, чтобы мы подольше добирались до штрафстоянок и чтобы тем самым побольше платили за время, которое наши машины там проводят? И никого в этом смысле не волнуют пробки, а волнуют лишь деньги? И «бизнес-мэна» по своей сути Ликсутова, и его товарищей по «эвакуаторной мафии»?
Об этих загадочных товарищах «Новые Известия», газеты «РБК», «Совершенно секретно», «Известия» и многие другие издания писали не раз, задаваясь резонным вопросом: каким чудом им удалось получить заказ на миллиарды рублей из водительских карманов? Почему наши машины хватают не гаишные эвакуаторы и не городские, что было бы менее обидно, и что наши деньги идут не в казну города, что было бы оправдано, а в карманы каких-то бизнесменов? Речь идет о частных компаниях «МосГорЛогистик» и «Сервис Интегратор», которым дептранс доверил заниматься эвакуацией машин на штрафстоянки.
В дептрансе скромно ссылаются на проведенный конкурс, который в честной борьбе и выиграли эти частники, широко известные в узких кругах. Частник Найшуллер, которому приписывают «Сервис Интегратор», давно известен в Москве разнообразным бизнесом – от владения «Балчугом» до обслуживания «Ашана», «Русала», «Меги» и прочих небедных структур. Поэтому нужные контакты в мэрских коридорах у товарища Найшуллера, видимо, сохранились еще с лужковских времен. И шанс на свой миллиард из водительских карманов он получил.
Еще более удачливым оказался представитель Чечни Руслан Махаури, которому принадлежит скромная контора «МосГорЛогистик» с уставным капиталом 10 тысяч рублей, созданная незадолго до конкурса. В честной и бескомпромиссной борьбе со многими более мощными столичными конкурентами весьма авторитетный гражданин Махаури, проживающий в Питере, победил, завоевав право на многомиллиардный куш из бездонных кошельков автовладельцев.
По странному стечению обстоятельств, как заметили только СМИ, несколько лет назад в федеральном розыске находился обвиняемый в мошенничестве гражданин с такой же фамилией, именем, отчеством и даже датой рождения. Но, вероятно, он был менее авторитетным, и эти совпадения абсолютно случайны. По крайней мере, доверчивого, как Снегурка, начдепа Ликсутова эти совпадения не смутили. Он, вероятно, хорошо знал уважаемого Руслана, который надежно контролирует много разных питерских бизнесов, и не только питерских...
Поэтому ему вполне можно было доверить контроль за эвакуаторным бизнесом на бескрайних просторах столицы. И теперь каждый автовладелец, имевший неосторожность попасть в лапы эвакуаторщиков, может успокоиться от мысли о том, что он попал в надежные руки. И что его несчастные несколько тысяч рублей поддержат в это трудное время материальное положение уважаемых граждан Найшуллера, Махаури и всех бедствующих, кто с ними связан. А кое-что может быть даже достанется и городскому бюджету. То, что достанется.
Сотрудники нашей газеты, которым повезло жить между Садовым кольцом и Третьим транспортным, уже почти месяц, как и тысячи москвичей, заняты веселым и задорным делом – добычей резидентских разрешений на парковку родных автомобилей у родных подъездов. Подъезды, правда, не всегда родные, потому что очень многие легкомысленные жители столицы взяли манеру жить в одном конце города, хотя прописаны в другом. Они по наивности почему-то решили, что давно живут в свободной стране со свободой перемещения. Но к ним из Эстонии приехал свободный гражданин Ликсутов, который хорошо знает цену свободе. Теперь, благодаря ему, легкомысленным москвичам надо платить за право быть свободными от места регистрации.
Живешь не по прописке – плати за парковку у дома. Годовой абонемент – десятки тысяч рублей. Живешь по прописке – плати за резидентское разрешение. Ошибешься с парковкой у дома – плати штраф. Или плати рэкетирам с эвакуатором. Но во всех случаях – плати, плати, плати...
Жителям центра Москвы хорошо, они хотя бы знают, за что платят. Им много раз рассказывали, что теперь в центре меньше пробок, больше возможностей припарковаться и даже появились очень нужные им пешеходные зоны. А за что расплачиваются автовладельцы у Третьего транспортного кольца – нам понять трудно. Может, за сопричастность к успехам Ликсутова и его товарищей? Но тогда почему платим мы, а успехи у них?
Сотрудники редакции, забывая о работе, часами мотаются по всевозможным конторам, добывая справки, свидетельства, доверенности... Часами простаивают в очередях, чтобы получить шанс на почетное звание «резидент» или получить отказ. Они не готовы просто так смириться с грядущими тратами и возможными штрафами, потому что, как и вся страна, с печалью считают каждый рубль, сгорающий в неравной борьбе с долларом. И с тоской понимают, что их доходы стремительно тают и без помощи заботливых граждан из контор уважаемых найшуллеров, ликсутовых и махаури.
Каждый из наших сотрудников, имеющих автомобиль, уже в той или иной степени столкнулся со сбоями ликсутовской системы и имеет личный опыт «безупречности» ее работы. Каждый! Расплачиваться за ошибки этой системы пришлось уже всем. На радость и процветание товарищей Ликсутова. Как бизнесмен, снимаем шляпу – он действительно процветающий. Что сегодня немудрено при таком административном ресурсе. Но даже самый процветающий бизнесмен не всегда успешный политик, не всегда стратег, способный понимать, что электорат – не груша. И его нельзя трясти до бесконечности. В какой-то момент надломится и даст по голове.
25 декабря в липкие ликсутовские сети, которыми постепенно накрывают всю Москву, попадут еще сотни тысяч жителей города. Преуспевающий мультимиллионер Ликсутов с искренностью Снегурки объясняет этим недовольным жителям в своих интервью, что они в этом городе лишние. Так и говорит – 500 тысяч машин из городских потоков надо убрать. Ставьте, мол, где хотите. Думайте, когда покупаете. Но в центр на них не суйтесь. Для этого есть метро и троллейбус.
А ведь на 500 тысяч машин приходится как минимум два-три человека семьи. Значит, полтора миллиона москвичей на дорогах Ликсутова лишние? Им в детскую больницу, в садик, в школу, в театр... велено ехать на метро. Чтобы не путались перед бампером членовозов, летящих с мигалками по осевой. Богатые вельможи, охмелев от денег и власти, зачищают пространство города, отданного им на откуп.
25 декабря может стать той самой точкой невозврата, после которой власть рискует лишить себя шанса вернуться к нормальным отношениям с людьми, которые в нее поверили. Облагать в эти кризисные дни стремительно нищающий народ новыми поборами, окружать вымогателями из частных контор, набивающих карманы любой ценой, опутывать сетями камер, надуманных штрафов, навязанных услуг – все равно что курить бамбук на пороховой бочке.
Затейнику Ликсутову такие забавы, возможно, и приятны. Он может с удовольствием пилить сук, на который его посадили старшие товарищи, и зарабатывать на опилках, ослепляющих глаза. И даже когда в один прекрасный момент, а он обязательно настанет, этот сук обрушится – наш бойкий мастер по распилу не пропадет. Он махнет в свою временно бывшую Эстонию к своей временно бывшей жене, сохранившей и приумножившей капиталы семьи, и с легкостью забудет о лишних гражданах Москвы. И о старших товарищах.
Сегодня у старших товарищей еще есть шанс не пролететь точку невозврата и наложить вето на новые зоны поборов. Есть шанс отмахнуться от навязчиво ненасытных снегурок, от прохиндеев и вымогателей, от мастеров распила и спецов развода. Отмахнуться, повернувшись лицом к людям, которые очень встревожены. Очень напряжены. И очень разочарованы...
Люди пока еще готовы слушать. Готовы терпеть. И может, даже отчасти верить. И даже чем-то помочь... Просто не надо их лишний раз обирать и унижать. Иначе в какой-то миг ликсутов сук может потянуть за собой и накрыть безжалостно не только одного веселого мастера распила.