Забывшая Гиппократа
«Реформа» здравоохранения, которую проводит ведомство Скворцовой – это убийство отечественной системы медицинской помощи населению. Вышедшие на многотысячный митинг московские врачи бились не за себя – им, в отличие от министра, за державу обидно
…А все-таки плохо не помнить своей истории. Февральская революция 1917 года началась с возмущения в очередях за хлебом. Вчера московские медики впервые вышли на массовый митинг против сокращений больниц и поликлиник, запланированных минздравом. По разной информации, в нем участвовало до 6 000 человек. И этот митинг – не последний.
Доведенные до края
Есть две категории населения/трудящихся, которые любая власть при любом строе может возить лицом по столу бесконечно долго. Это врачи и учителя. Причина проста – это две самых моральных профессии. То есть те, где нельзя ни на день оставить того, кто зависит от тебя – ученик или больной. Потому что ты за него в ответе постоянно. И твоя моральная ответственность перед ними – то слабое звено, которое позволяет властям держать тебя на коротком поводке. Но и у этих категорий однажды кончается терпение.
Последний раз московские медики выходили на акцию протеста в апреле 2013 года. 200 пикетчиков, собравшихся на Краснопресненской заставе, пытались привлечь внимание руководства Минздрава к зарплате врачей. Тогда же акции «За достойную медицину» прошли в 23 городах страны. Министру Скворцовой сообщили о том, что, например, молодой врач в Смоленской области, работая на 2,5 ставки, получает 18 000 рубле й, а медсестра стационара аж целых 5 750 рэ.
До вчерашнего мероприятия проблему закрытия больниц столичные врачи поднимали на митинге 1 декабря 2012 года. Тогда от столичного департамента здравоохранения требовали провести расследование фактов закрытия Детской инфекционной больницы № 8, больницы № 45 для хронических больных с легочными заболеваниями, урологической больницы № 47 и родильного дома № 6. Врачи настаивали на восстановлении полноценного финансирования медицинской помощи, в соответствии с законом, гарантирующего дальнейшую работу больниц, поликлиник, диспансеров и санаториев исходя из медицинской необходимости и приближенной доступности, а не ради прибыли. Митинг на Суворовской площади показал, что вопросы не решены, а терпение на исходе.
«Мы тебя не больно зарежем»
Помните эту фразу Горбатого из «Места встречи»? Примерно так повел себя столичный департамент здравоохранения – согласовав, надо полагать, свои действия с федеральным министерством. Ровно в тот же день, когда московские власти разрешили митинг на Суворовской, оперативно было принято решение о масштабной контрмере. Чтобы «ласково» запретить врачам идти к театру Российской армии, 2 ноября объявили «Днем здоровья» в столичных больницах. Об этом говорили даже по мэрскому ТВ-каналу Москва24. Судя по отчетам о прошедших мероприятиях, в этот день граждане могут получить консультацию специалистов по той или иной проблеме, придя в медучреждение. Таким образом, предполагается, что врачи в выходной день должны будут находиться на своих рабочих местах и на митинг не пойдут.
Что характерно – в планах Департамента здравоохранения такого мероприятия не было. Более того, во многих медучреждениях профкомы вдруг стали сообщать своим коллективам о том, что акция на Суворовской площади незаконна и что если врачи пойдут на мероприятие, то попадут в списки увольняемых. «С нами также проводили такие беседы, - заявили нашему изданию представители клинико-диагностического центра №1, пришедшие на митинг, - но приказ о том, что на митинг ходить не надо, прожил ровно два часа. Все взбунтовались против этого, и администрация отменила свое решение. Уж очень смешно и слишком откровенно все это выглядело. Сплошная непристойность». О том, что медикам угрожали неприятностями, если они пойдут на митинг, заявил и врач-невролог бывшей ГКБ №11 Семен Гальперин. По его словам, об этом предупредили персонал в городских поликлиниках №110, №124 и №125.
При этом уведомления о сокращениях начали раздавать до митинга. «Нам осталось до пенсии 2-3 года, и сейчас наше диагностическое отделение сокращают, - говорят сотрудницы филиала №1 поликлиники №68. – На вопрос что делать, где нам работать – тишина. «Ищите работу в частных клиниках», говорят нам».
«Вещи на стол!»
Выходим из метро «Новослободская». На выходе кучкуются группы людей, явно идущих на Суворовскую площадь. Но основной поток участников выходит прямо с «Достоевской».
Московские власти постарались – они загнали врачей на площадку вокруг памятника А.В.Суворову. Крохотный сквер должен вместить разрешенные 2500 человек. Вокруг экипажи милиции и ДПС, пара эвакуаторов. На входе две «рамки», через которые, как в аэропорту, пропускают участников. Сумки на стол. Хорошо хоть не ощупывали.
Народа было много. В разгар митинга на этом пятачке стояли плечом к плечу – руки с фотоаппаратом не поднять. Помимо врачей к теме примкнули и политические партии и разные организации, от КПРФ до РПР-Парнас, ФБК Навального и «Яблока», флаги и растяжки которых реяли над толпой. Их активисты раздавали листовки, с медициной порой не связанные. Показательно – от «Единой России», ЛДПР и справороссов никого не было. Видимо, не дали разрешения сверху. Не было никого ни от Минздрава, ни от правительства Москвы.
Полгода обвала
Врачи идут с лозунгами, написанными от руки на картонках, либо напечатанными на принтере. «Хватит торговать нашим здоровьем», «Нет – развалу медицины», «Врачей – в санитары, чиновников – в дворники», «Закрыли больницу – откройте кладбище», «Мы впереди планеты всей, но без больниц и без врачей», «Москвичам нужны больницы, а не плитка», «Облажались с Украиной – перешли на медицину», «Поднимаясь с колен, больницы не закрывают» - самые толерантные из них.
«Нам так и не объяснили внятно, в чем заключается эта «дорожная карта» и реформа московской медицины, - говорит один из участников митинга. – Ни господин Печатников, ни кто-либо еще. Этот процесс начался полгода назад, и до сих пор нас только ставят перед фактом».
На деле же в больницах идет обвальное сокращение специалистов. Так, в 60-й ГКБ закрыты все терапевтические отделения. Теперь всех пожилых пациентов переводят в так называемые дневные стационары поликлиник. Но не каждый сможет ежедневно преодолевать путь на общественном транспорте, чтобы получить необходимую процедуру. В КДЦ №1 работало до сего дня 1800 специалистов. 1100 получили на руки уведомление об увольнении…
Сокращают специалистов не просто в обычных московских больницах, но и в ведущих клиниках страны. Так, получили уже уведомления педиатры в Филатовской детской больнице, непонятна судьба Морозовской и Измайловской детских больниц. Грозит и сокращение коек в психиатрических больницах, причем не только в столице, а и в других регионах. Это уже удар по самой незащищенной части пациентов.
По мнению многих участников митинга, реформа здравоохранения в России и грядущие сокращения в Москве являются непродуманным подражанием со стороны руководства Минздрава западным образцам. «Нам толкуют об оптимизации, о западном опыте, приводят в качестве примера Лондон, - заявила нашему изданию депутат Совета депутатов МО «Обручевский» Татьяна Федосеева. – Но сама оптимизация экономически совершенно не просчитана. А расходы на оптимизацию сводятся к… выходным пособиям. Чиновники оптимизируют прибыль и больше ничего. В нашей стране медицина – это конституционное право, которое сейчас пытаются разрушить. Нельзя так просто, чохом, переносить западные условия на российскую практику».
Продолжение следует.