Москвичи сыграли в выборы
Мэрия признала праймериз "Моей Москвы" удачными
В прошедшее воскресение прошло предварительное голосование перед выборами в Мосгордуму, организованное близкой к мэрии гражданской инициативой "Моя Москва". На участки пришли в основном пенсионеры, многие из которых не поняли, что это ненастоящие выборы депутатов. По предварительным данным, явка составила 200 тыс. человек. Глава счетной комиссии Михаил Барщевский признал, что 750 тыс. бюллетеней было напечатано "с большим перебором", но оргкомитет сочтет "успехом" и явку 2-3%. Мэр Сергей Собянин уже в полдень заявил, что "мероприятие удалось".
Сергей Собянин пришел голосовать в полдень в школу N1241 (Большой Трехгорный переулок). На участке установили рамки металлоискателей, около школы дежурили машины ДПС. Получив по паспорту бюллетень, мэр сказал, что перед ним стоит "непростой выбор" (в округе N43 выдвинулись главврач поликлиники N220 Вера Шастина, неофициально поддерживаемая московскими властями, и актер Леонид Ярмольник). Однако сразу поставил галочку, даже не заходя в кабинку для голосования. При этом он заявил, что "мероприятие удалось", а явка "все лучше и лучше".
На тот момент на участке проголосовало примерно 50 человек, подавляющая часть — пенсионеры. "Кто на дачу не поехал",— пояснил председатель комиссии. Жители заходили в основном поодиночке, но с приходом Сергея Собянина на участке появилась группа из трех избирателей, которые опускали свои бюллетени в урны, пока градоначальника снимали на камеры. "Честно говоря, не верил, что будет такое масштабное мероприятие",— сказал мэр.
Поддержать идею праймериз решили худрук театра "Ленком" Марк Захаров и экс-министр культуры Михаил Швыдкой. Правда, господина Швыдкого на участке в Большом Козихинском переулке ждала неприятность — при себе у него был только загранпаспорт. Член комиссии указала экс-министру, что документ не годится, поскольку в нем не указана прописка, на что Швыдкой ответил, что везде им пользуется без проблем. Проблему устранила председатель комиссии, сообщившая экс-министру, что "девочка первый раз" работает в комиссии. Она пояснила, что раз у человека есть удостоверяющий личность документ, то не надо лишать его "гражданских прав", поскольку это ненастоящие выборы депутатов.
Требования, предъявляемые к "настоящим" выборам, никого не волновали и на других участках. На иных агитматериалы лежали прямо в кабинках для голосования. На участке в районе Сокол на стенде с надписью "Школьный калейдоскоп" висела пустая копия протокола. Глава комиссии не поторопилась ее заполнить, даже когда кандидат Александр Закондырин ("Альянс зеленых") ей на это указал. На некоторых участках копии протокола не было вовсе.
Выборщики на участке в Медведково угощались бесплатным мороженым на выходе. Приходили по большей части пенсионеры — парами или небольшими группами. Избиратели помоложе, выходя из участка, кому-то сообщали по телефону: "Андрей Иванович, проголосовали". На рекламных щитах в районе были только плакаты проекта "Муниципальный контроль" главы Совета муниципальных образований Москвы Алексея Шапошникова (сейчас район в МГД представляет его отец Валерий Шапошников). Кто-то полагал, что пришел на выборы в МГД. "Голосовали за Шапошникова, он уже у нас давно работает",— наперебой говорили три старушки. Одна из них попыталась подойти к пикету коммунистов, которые недалеко от участка собирали подписи в поддержку "народного референдума", но подруги ее одернули: "Это не наши". Впрочем, часть пожилого электората шла и к коммунистам, но так как явка на праймериз была невысокой, то и сбор подписей не стал урожайным.
Очередей не было и в Рязанском районе. Одна из пожилых женщин, уже проголосовав, сказала: "Главное, чтоб 14 сентября такого не было!" "Мы учителя из другой школы, которая возле метро. Обычно мы у себя голосуем, а теперь пришлось сюда идти, нам тяжело",— пояснила она уже на улице, заверив, что пришла на праймериз, потому что увидела рекламу. Еще одна избирательница рассказала, что ей заранее позвонили как "пенсионеру-активисту" — сначала позвали на встречу с кандидатами, потом попросили прийти проголосовать. "Это предварительные выборы, я знаю, у капиталистов что-то новое перенимаем",— объяснила она.
На Таганке явка, наоборот, была больше, чем на иных настоящих выборах, люди стояли в очереди за бюллетенями. Достаточно было и агитации — по дороге от метро избирателей встречали плакаты муниципала-справоросса Ильи Свиридова и главы движения "Пробок.нет" Александра Шумского, обещающего вернуть "Москву без пробок" вслед за Крымом. Представители справоросса раздавали буклеты и газеты, Александра Шумского — воздушные шарики. "Это выборы депутатов Мосгордумы",— заявила одна из жительниц. На вопрос, что тогда будет 14 сентября, она тоже нашла ответ — выборы депутатов Госдумы. Другая старушка оказалась более подкованной: "Это предварительное голосование, настоящее будет в сентябре, а сейчас кандидатов отсеиваем, чтобы не было слишком много". Кстати, в 44-м округе бюллетень с 62 кандидатами имел почти метровую длину.
По предварительным данным, явка составила 200 тыс. человек. О "крайне неравномерной явке" ближе к вечеру заявил глава счетной комиссии Михаил Барщевский, признав, что оргкомитет "напечатал бюллетени с большим перебором" (750 тыс., 10% от количества избирателей). Он пояснил, что побывал на нескольких участках с разбросом от 150 до 500 избирателей. По его словам, оргкомитет отнесется к явке 2-3% как к успеху, а 5% сочтет и вовсе фантастикой. Объявить предварительные итоги голосования оргкомитет планирует в понедельник.