Плагиат министерского уровня
Сохранение липовых ученых степеней подрывает доверие к правительству
Уже трех министров российского правительства подозревают в фальсификации диссертаций. При этом все доказательства плагиата выглядят очень убедительно. А возражения в защиту «ученых»-министров, напротив, крайне неубедительны. Попытки замолчать тему правительственного жульничества также не вызывают ни доверия, ни уважения. Между тем сохранение этого «диссертационного нарыва» в российском правительстве наносит явный ущерб его авторитету.
Не секрет, что обвинения в плагиате высокопоставленных чиновников, как правило, ведут к серьезному публичному расследованию и даже отставкам. Именно так развивался, например, скандал с министром обороны ФРГ Карлом-Теодором цу Гуттенбергом. В феврале 2011 года в прессе появились первые обвинения в плагиате, который был обнаружен в диссертации министра. Уже через пять дней – не дожидаясь общественного расследования – министр отказался от ученой степени. Через семь дней дело ученого-министра обсуждали на специальном заседании немецкого парламента, где многие депутаты обвинили Гуттенберга во лжи, потере доверия и потребовали его отставки. В Интернете появился даже специальный сайт, куда добровольцы выкладывали примеры некорректных заимствований в трудах министра. А через две недели после первых обвинений Гуттенберг ушел в отставку, поскольку сомнения в его честности мешали исполнению важных государственных функций. Отставка состоялась, несмотря на поддержку со стороны Ангелы Меркель, которая заявляла, что ценит Гуттенберга за его работу, а не за ученую степень.
Совсем по-другому развиваются события в российском правительстве, где уже третий министр как бы пропускает мимо ушей весьма серьезные обвинения в фальсификации диссертаций. Похоже, что вранье, кража или подлог не считаются в нашем правительстве особыми прегрешениями. А фальсифицированная защита диссертации является нормой.
Заметим, что сам глава правительства весьма критически относится к научным степеням чиновников. По крайней мере так он публично заявляет. «У нас, к сожалению, защита диссертации превратилась в элемент государственной карьеры, чего нет практически ни в одной стране мира. Для того чтобы стать президентом, премьером, губернатором, да кем угодно, вовсе не обязательно защищать какие-то диссертации и какие-то научные работы писать. А у нас почему-то стало хорошим тоном, чтобы любой мало-мальски серьезный начальник обязательно себе написал «доктор каких-нибудь наук», – говорил премьер Дмитрий Медведев в марте прошлого года на встрече с аспирантами Физтеха. По его словам, он сам отказался от написания докторской диссертации, поскольку «это будет очень смешно смотреться».
Но если в диссертации министра, которая по определению должна быть самостоятельной и оригинальной работой, обнаруживаются десятки страниц ворованного текста – это уже не смешно. И совсем не смешно, когда вместо отказа от липовой ученой степени наши министры продолжают делать вид, что ничего не случилось.
Между тем публичный отказ от сомнительных диссертаций рассматривается в обществе как весьма позитивный пример. Так, один из министров в столичном правительстве недавно публично признал факт некорректных заимствований и отказался от защищенной диссертации. И этот поступок скорее всего повысил его авторитет. Другое дело – правительство Медведева, которое, похоже, решило установить мировой рекорд по числу обвинений в диссертационном жульничестве.