Лукашенко позволил правительству все
Белорусские власти констатировали кризис промышленной политики
Власти Белоруссии де-факто признали кризисное состояние промышленности. По мнению президента Александра Лукашенко, причина в неумении продавать. На то, чтобы научиться, он дал правительству карт-бланш до 1 апреля. По мнению экспертов, нынешний кабинет министров обречен, поскольку причины кризиса вовсе не в отсутствии маркетинговых талантов у директоров и членов правительства.
В ходе специального совещания, посвященного проблемным вопросам развития промышленного комплекса, Александр Лукашенко констатировал, что весь промышленный комплекс, основа белорусской экономики, находится в тяжелом состоянии. По его данным, чистая прибыль сократилась почти в два раза, число убыточных предприятий увеличилось в 1,8 раза, суммарный чистый убыток вырос в 2,6 раза.
Более 70% произведенной продукции не продается, а остается на складах. За те полгода, которые прошли с момента последнего «разноса» правительства президентом, ситуация совершенно не улучшилась. «Пока перелома не произошло. Есть только ростки тенденций, что мы приходим к определенной стабилизации на определенном уровне производства», – витиевато выразился по этому поводу глава администрации президента Андрей Кобяков.
Глава правительства Белоруссии Михаил Мясникович более конкретен в своих оценках. По его словам, продукция не продается из-за слабой конкурентоспособности и неумения продавать. Он признался, что претензии к качеству продукции флагманов промышленности, таких как МТЗ, «Гомсельмаш» и даже «Белаз», есть не только у зарубежных потребителей, но и у отечественных. По его словам, порядка 25% белорусских тракторов возвращается обратно производителю по причине ненадлежащего качества. «У нас нет ни одного конкурентоспособного предприятия на уровне мировых лидеров», – признал вице-премьер правительства, экс-глава Нацбанка Петр Прокопович. Он, кстати, обратил внимание на то, о чем давно говорят эксперты: модернизация по-белорусски, когда меняются только станки, не может быть эффективной. По его словам, нужна еще и экономическая модернизация. «Это система управления, система контроля качества, система ответственности кадров на рабочем месте. Это все должно быть как у наших конкурентов, а мы пока не такие», – констатировал он. «Принимаемые управленческие решения и меры, в том числе по модернизации производства, не всегда проработаны и экономически обоснованы, из-за чего не достигается конечная цель», – назвал еще одну причину глава комитета госконтроля Александр Якобсон.
Признали власти и факты очковтирательства, для того чтобы создать видимость успехов. По словам президента, некоторое снижение складских запасов в конце года объясняется тем, что часть продукции просто «спрятали» на складах дилеров, остальной – дали статус находящейся в «предпродажной подготовке». В результате таких манипуляций выросла только дебиторская задолженность, но деньги на счетах предприятий так и не появились.
Несмотря на то что в ходе совещания прозвучало много таких оценок, которые созвучны мнениям экспертов, окончательный вывод, сделанный президентом, не содержал признания краха промышленной политики в целом. «Вы не умеете и не хотите продавать», – резюмировал Лукашенко и дал правительству карт-бланш и срок до 1 апреля. «Я вам даю полные права для того, чтобы эту ситуацию изменить. Вплоть до кадров, – сказал он. – Делайте все, что вы считаете нужным, чтобы мне потом не сказали, что у вас не хватало каких-то полномочий. Имейте в виду, прощения в этом деле не будет. Я говорю о выполнении прогнозных показателей на этот год. В основе лежат складские запасы».
Эксперты уверены, что никакими косметическими правками белорусской промышленности помочь нельзя. Нужны глубокие структурные реформы, включающие приватизацию, предоставление экономической свободы в принятии решений по поводу того, что и в каком количестве производить, отказ от государственного протекционизма и создание конкурентной среды. «Нечего пенять на зеркало», – комментирует итоги обсуждения у президента белорусский экономист Леонид Заико. «Пришло время признать: мужики, мы хреновее всех. Мы пришли в тупик и, прежде чем торговать, нужно научиться производить хорошую технику», – говорит эксперт. «Судите сами. В позапрошлом году мы продавали 40% наших телевизоров на внутреннем рынке. В 2013-м – менее 20%. Не нужны никому эти ящики. И при чем здесь торговля?» – рассуждает он. «Заведите, наконец, в правительстве экономистов, – советует он президенту. – Складывается впечатление, что у нас в правительстве не экономисты, а недоучившиеся или переучившиеся бухгалтеры, которые погружаются в состояние когнитивного диссонанса, сопровождающегося фазой мощного выгорания и депрессии, когда президент отправляет их продавать белорусские товары на внешние рынки».
В то же время справедливости ради напомним, что периодически в правительство попадают молодые люди с рыночными взглядами, которые пытаются привнести туда новые прогрессивные идеи. Однако они не находят понимания у Александра Лукашенко. Он, в свою очередь, никогда не признает, что сам является тормозом для развития страны и причиной ее бед.