Азия беспошлинная
Одной из центральных тем саммита АТЭС станет борьба двух региональных торговых объединений. Одно из них продвигают США, другое — Китай. Россия пока что в этой борьбе не участвует
Формально участники саммита АТЭС, который пройдет 7-8 октября на индонезийском острове Бали, будет посвящен вопросам развития самой организации, объединяющей 21 экономику самого динамичного в мире Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако главной неформальной темой и АТЭС, и еще более важного Восточноазиатского саммита (пройдет 10 октября в Брунее, на нем соберутся все лидеры важнейших экономик Азии, а также президент США Барак Обама) станет борьба между двумя выстраивающимися в Азии торговыми объединениями.
Первое — лоббируемое США Транстихоокеанское партнерство (ТТП), которое бы гарантировало полное снятие барьеров в торговле товарами и услугами путем создания свободной экономической зоны. Конкурирующее объединение — Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP), за которым стоят страны АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины) и шестерка партнеров этого объединения: Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия. Новая структура начала формироваться 20 ноября 2012 года на полях Восточноазиатского саммита. Первые два раунда переговоров прошли в мае и сентябре 2013 года. На последнем раунде, завершившемся 27 сентября, было решено завершить процесс переговоров к 2015 году.
Развитие внутренней торговли АСЕАН, увеличивающийся товарооборот АСЕАН с Китаем, Японией и Южной Кореей и нынешний экономический кризис привели к тому, что существующие соглашения о зонах свободной торговли "АСЕАН+6" и прописанные там снижения тарифов показались странам Юго-Восточной Азии недостаточными. На данный момент только Сингапур, Новая Зеландия и Австралия убрали на 100% барьеры для всех тарифных позиций. КНР, Республика Корея и Япония готовы открыть свои рынки на 94,1%, 90,5% и 91,9% соответственно. Кроме того, четыре государства АСЕАН не могут на данный момент предоставить снижение более чем на 90%: Вьетнам (89,5%), Лаос (89,3%), Мьянма (87,3%) и Индонезия (83,4%). Индия является "аутсайдером" процесса, поскольку показатель ее открытости составляет только 78,8%. Оставшиеся пять стран АСЕАН демонстрируют преференции беспошлинной торговле на 90-96%: Бруней — 95,9%, Камбоджа — 90%, Малайзия — 92%, Филиппины — 92,1%, Таиланд — 92,6%. Стоит учитывать, что данные цифры являются средним показателем, поскольку в рамках каждого соглашения о свободной торговле государства используют различные критерии.
Тем не менее участники будущего RCEP договорились, что все же хотят добиться как минимум 95-процентного снижения тарифов. Очевидно, что достижение 95-процентного порога при наличии в составе развивающихся стран (особенно Камбоджи, Лаоса, Мьянмы, Вьетнама) будет проводиться поступательно с учетом переходного периода, который не должен быть продолжительным, иначе остальные участники не смогут воспользоваться вновь открывшимися экономическими выгодами. В итоге было принято решение, что в переходный период страны смогут сами решить, какие из 250 тарифных позиций (примерно 5% по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров) пока оставить без изменения. Это сделано, чтобы переход к RCEP был спокойным с внутриполитической точки зрения: скорее всего, аграрные страны АСЕАН сохранят тарифные барьеры для продукции сельского хозяйства.
Создание RCEP подразумевает выработку единых правил оценки происхождения товара, которых на данный момент нет. Отсутствие таких правил приводит к отказу малого и среднего бизнеса от использования соглашений о зоне свободной торговли, поскольку это увеличивает затраты на приведение документов в соответствие с правилами. На данный момент любое соглашение АСЕАН с одной из стран "шестерки" содержит четыре базовых правила для оценки происхождения продукта, которые могут быть скомбинированы. Кроме того, каждый год тарифы в рамках соглашений изменяются, поэтому фирмы вынуждены проводить постоянный мониторинг в поисках минимального значения (при этом надо обращать внимание на правила происхождения товара и ставки таможенных пошлин). Все это превращает торговлю в АТР в так называемую миску с лапшой, где переплетено множество соглашений, и непонятно, какое в итоге использовать или применять: в АТР действует 109 различных зон свободной торговли. Это вынуждает небольшие фирмы тратить время и средства на изучение правовых норм каждой зоны для получения преференций в торговле либо отказываться от них в пользу особых экономических или экспортных зон. Именно для решения этой задачи и создается RCEP: заключение единого понятного соглашения позволит малому бизнесу работать без дополнительных затрат.
Соглашения о свободной торговле с АСЕАН предусматривают и либерализацию рынка услуг, который создан Рамочным соглашением АСЕАН по услугам. Для того чтобы выдержать конкуренцию со стороны ТТП, RCEP необходимо включить в соглашение по услугам вопросы конкуренции, стандартов труда, интеллектуальной собственности, инвестиций, санитарных норм.
Кроме того, добиться максимальной экономической выгоды в рамках RCEP невозможно без заключения двустороннего соглашения о зоне свободной торговли между Китаем и Индией, Китаем и Японией, Японией и Южной Кореей, Индией и Новой Зеландией. Однако процесс согласования потребует времени, учитывая разногласия между Пекином и Дели по внешнеполитическим вопросам (приграничный спор о статусе штата Аруначал-Прадеш, участие индийской нефтяной компании ONGC в разработке нефтегазовых месторождений на шельфе спорных островов в Южно-Китайском море, деятельность базирующегося в Индии далай-ламы). В случае удачного завершения переговоров RCEP будет включать в себя три огромные экономики мира — КНР, Индию, Японию, на которые приходится 49% населения, 30% мирового ВВП, 29% торгового оборота и 26% прямых инвестиций.
В случае снижения барьеров на 95% RCEP будет в состоянии конкурировать с ТТП, которое заявило о стремлении к абсолютно свободному движению товаров и услуг. По оценкам экспертов, RCEP, имеющее в качестве фундамента соглашения о зонах свободной торговли АСЕАН и "шестерки", выглядит реальнее, нежели лоббируемый США проект. Успех RCEP также будет зависеть от того, как Япония оценит новое партнерство и сможет ли экономическая выгода перевесить давние внешнеполитические отношения с Вашингтоном, который стремится к торговой изоляции Китая в рамках ТТП.
Несмотря на необходимость разрешения чувствительных вопросов у стран—участниц RCEP есть все возможности для логичного завершения переговорного процесса, поскольку в отличие от ТТП RCEP опирается на уже действующие соглашения о свободной торговле, которые работают и постепенно совершенствуются. Кроме того, потенциальное изменение экономических правил в АТР с созданием ТТП вынуждает АСЕАН и КНР активнее лоббировать создание сугубо азиатского соглашения. В случае если RCEP станет первым масштабным соглашением о свободной торговле в АТР, Пекин и АСЕАН сохранят центральное положение в экономической жизни региона, поскольку на данном этапе ни США, ни ЕС не приглашены к переговорам по RCEP.