Операция «Омега»
Кампания по выселению нелегалов в Сочи началась на фоне долгов по зарплате мигрантам-строителям
Human Rights Watch обратилась к Международному олимпийскому комитету (МОК) с призывом осудить облавы на мигрантов в Сочи. Правозащитники связывают рейды по выявлению нелегалов с тем, что многим мигрантам-строителям олимпийских объектов до сих пор не выплатили зарплату. Проблемными стройплощадками оказались объекты «Омеги» — компании, единственным акционером которой является краевая администрация.
«На улицах Сочи хватают всех подряд. Каждый день принимается порядка 15 решений о выдворении», — рассказывает представитель сочинского «Мемориала» Семен Симонов. С начала года он занимается порядка 1,5 тыс. случаев невыплаты зарплат мигрантам, строящим олимпийские объекты.
Г-н Симонов предполагает, что у части выдворяемых мигрантов документы могут быть в порядке, но суды и правоохранители это игнорируют. По его данным, местные приемники для нелегалов близки к переполнению. Возможно, Сочи будет перенимать московский опыт и селить мигрантов в палатки — несмотря на то что осенью в регионе уже холодно.
«МОК должен публично заявить, что такие нарушения несовместимы с принципом человеческого достоинства Олимпийской хартии», — говорится в заявлении Human Rights Watch.
Представитель международной правозащитной организации Юлия Горбунова рассказала, что они уже несколько раз пытались обратить внимание МОК на различные проблемы с условиями труда людей, возводивших олимпийские объекты в Сочи. МОК вступал в переписку с правозащитниками, но пока официально не заявлял протесты российским властям. По мнению правозащитницы, игнорирование таких проблем вредит имиджу сочинской Олимпиады.
В пресс-службе УМВД Краснодарского края заявили, что комментировать что-либо о Сочи они могут только с санкции московского начальства. Получить комментарий в пресс-службе администрации Краснодарского края не удалось.
Кампанию по борьбе с нелегалами в Сочи губернатор Александр Ткачев инициировал в начале сентября. Сайт краевой администрации цитирует Ткачева, возмутившегося тем, что стройки в Сочи завершаются, а мигранты не уезжают: «Мы вынуждены идти на радикальные меры — в рейды по Сочи выйдут 60 мобильных групп. Уезжать они не торопятся и, по сути, начали играть с нами в прятки: скрываются на стройках, в отдаленных населенных пунктах, живут по 50 человек в одной квартире, заключают фиктивные браки. Делают все возможное, чтобы любой ценой остаться на Кубани. Но мы этого не допустим! Через два месяца ни одного нелегала не должно остаться в Сочи!»
Мигрантов выявляют сводные группы полицейских, казаков и работников ФМС. И Горбунова, и Симонов сходятся во мнении, что эта кампания выглядит странно на фоне того, что со многими строителями пока не расплатились.
Семен Симонов рассказал, что из полутора тысяч случаев невыплаты денег, с которыми он работал, около 700 завершились выплатами либо находятся в стадии урегулирования, порядка 800 не решаются. Информацию о них г-н Симонов передал делегации МОК, посетившей Сочи в сентябре.
Он отмечает, что не все мигранты обращаются к правозащитникам и зарплату могли не выплатить куда большему числу строителей. Из переданных в МОК 800 случаев 350 касаются субподрядчиков компании «Омега», возводящей в Сочи олимпийский медиацентр и гоночную трассу. На официальном сайте «Омеги» указано, что единственным владельцем компании является краевая администрация, возглавляет ее Виктор Абулгафаров, экс-глава краевого департамента строительства.