Под общественным благом государство и общество понимают разные вещи
Коррупция и ставка на популизм парализуют даже потенциально выигрышные инициативы правительства
Во вторник рабочая группа правительства обсуждала инициативу Алексея Навального, за которую на сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ) проголосовало 100 000 человек, — об ограничении стоимости закупаемых государством автомобилей 1,5 млн руб. Было решено, что инициативу поддерживать не стоит: у нее много минусов и вообще новый закон о Федеральной контрактной системе (ФКС), пришедший на смену закону о госзакупках, предполагает свою систему мониторинга и ограничений.
Напомним, что система голосования на сайте РОИ — идея Владимира Путина, предложенная им перед выборами 2012 г. Надежд на нее изначально было не очень много: подписанный президентом указ предполагал наличие целого ряда фильтров.
Установление потолка цены для служебных машин было бы популярным и разумным решением. Но в сюрреалистическом мире российского государства такие решения невозможны. Под общественным благом государство и общество понимают разные вещи.
Ситуация тупиковая: зашкаливающий уровень коррупции и ставка на популизм, с одной стороны, заставляют правительство плодить все новые проекты увеличения прозрачности своей работы, гражданского представительства и контроля над расходами, а с другой — не позволяют их реализовывать. Это очень напоминает давно и основательно забуксовавшее дело «Оборонсервиса», задуманное как показательный антикоррупционный процесс, но застрявшее, поскольку реальная борьба с коррупцией означала бы для системы преследование самой себя.
В этих условиях успешные антикоррупционные инициативы снизу просто обречены на успех, причем власть волей-неволей сама этому способствует. Стоит заметить, что проект «Роспил» Алексея Навального, помогший ему набрать немало политических очков, во многом оказался возможным благодаря открытости системы закупок, разработанной в прошлое президентство Путина.
Ситуация с инициативой о стоимости автомобилей в очередной раз подтверждает, что реальное ограничение расходов в рамках госзакупок правительство не интересует. Федеральная контрактная система, придуманная правительством, блокирует вполне конкретное и всем понятное предложение, выдвинутое гражданами посредством созданного властями механизма голосования. Эта история подрывает доверие и к самой идее ФКС, и к вялым попыткам модернизации госуправления, которые предпринимаются нынешним слабым правительством Медведева.