Российских прокуроров заметили в Германии
Проверки иностранных НКО грозят обострением отношений с Западом
Прокурорские проверки двух работающих в РФ немецких фондов, проведенные в рамках начатой в феврале тотальной ревизии некоммерческих организаций, вызвали острую реакцию властей Германии и Евросоюза. Эксперты и собеседники в правительстве ФРГ говорят, что это грозит ухудшить отношения Москвы и Берлина, а тема проверок обязательно будет поднята 7 апреля на встрече президента РФ Владимира Путина и канцлера Германии Ангелы Меркель.
В рамках массовой проверки НКО российские прокуроры посетили сразу две немецкие организации. В Москве представители надзорного ведомства интересовались деятельностью Фонда имени Фридриха Эберта, который поддерживает Социал-демократическая партия Германии, а в Санкт-Петербурге сотрудники прокуратуры посетили офис филиала Фонда имени Конрада Аденауэра, который поддерживает Христианско-демократический союз. Ревизоров интересовали уставные документы, а также отчеты о деятельности обеих организаций. При этом в Петербурге прокуроры не ограничились изучением уставных и финансовых документов: для проверки легальности используемого программного оборудования они изъяли компьютеры Фонда Аденауэра. "Работа нашего офиса фактически парализована. Мы не ожидали, что такое может произойти. Это крайне тревожный знак, когда так обращаются с организациями, занимающимися улучшением двусторонних отношений",— сказал руководитель российского филиала Фонда Аденауэра Ларс-Петер Шмидт. "На двусторонние отношения эта история с проверками уже оказала негативное влияние, особенно изъятие компьютеров у наших коллег. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть немецкую прессу",— добавил руководитель российского филиала Фонда Эберта Рудольф Трауб-Мерц.
Кроме того, сотрудники прокуратуры проверили и российские филиалы французской общественной организации "Альянс Франсез" (AF) в Самаре, Ростове-на-Дону, Перми, Екатеринбурге и Владивостоке. "Прокуроры запросили наши финансовые документы, чтобы удостовериться в том, что средства, выделяемые посольством, используются в соответствии с уставом альянса, который не занимается политической деятельностью",— цитирует газета Le Figaro директора AF в Самаре Эрика Антуана.
Напомним, массовые проверки НКО были инициированы Генпрокуратурой в конце февраля. По данным на 27 марта, известно о 90 проверенных НКО в 24 регионах РФ. По словам Павла Чикова, возглавляющего организацию "Агора", которая ведет мониторинг прокурорских проверок, на самом деле речь может идти минимум о 2 тыс. НКО. Как сообщал в номере от 26 марта, тотальные проверки осудили и авторитетные международные правозащитные организации — Amnesty International и Норвежский Хельсинкский комитет.
Проверки вызвали резкую реакцию не только у правозащитников, но и у представителей европейских властей. Глава МИД Евросоюза Кэтрин Эштон заявила, что "проверки и обыски в отношении ряда НКО в России вызывают опасения". Острую реакцию действия российских правоохранительных органов вчера вызвали и в Германии — одной из наиболее дружественных по отношению к России стран Евросоюза. Посланника посольства РФ в Берлине Олега Красницкого вызвали в МИД ФРГ для беседы. По данным немецкого журнала Spiegel, дипломату была выражена "озабоченность по поводу недружелюбных действий по отношению к многочисленным неправительственным организациям, в том числе по отношению к немецким фондам". Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле предупредил российского дипломата, что "препятствование деятельности фондов может нанести долгосрочный ущерб двусторонним отношениям". Источник в МИД ФРГ пояснил, что это заявление было оформлено как демарш. "Абсолютно неприемлемо, что офисы немецких НКО в РФ подвергаются обыскам, а сотрудники вызываются в прокуратуру. Также неприемлемо, что российские НКО, давно работающие в партнерстве с немецкими, вдруг попадают под подозрение в том, что являются иностранными агентами. Это противоречит духу сотрудничества ФРГ и РФ в сфере гражданского общества",— прокомментировал "Ъ" реакцию Берлина уполномоченный правительства ФРГ по сотрудничеству с РФ в сфере гражданского общества Андреас Шоккенхофф.
Новый раздражитель в двусторонних отношениях появился в весьма чувствительный для Москвы и Берлина момент: на 7 апреля запланирован визит в Германию президента РФ Владимира Путина. Опрошенные руководители филиалов немецких фондов в РФ не сомневаются, что канцлер ФРГ Ангела Меркель поднимет тему проверок НКО в беседе со своим российским коллегой. Более того, влиятельные немецкие политики не исключают, что критикой дело не ограничится.
"Если немецкие фонды не смогут работать (в России) как прежде, не подвергаясь дискриминации, то потребуется и более энергичный ответ, — заявил в интервью Deutsche Welle глава комитета Бундестага по международным делам Рупрехт Поленц.— Я, например, считаю, что в данной ситуации очень сложно вести переговоры о либерализации визового режима для обладателей российских служебных паспортов". Напомним, в начале марта Германия — ключевая страна, на протяжении почти двух лет выступавшая против отмены виз для обладателей служебных паспортов в рамках соглашения о либерализации визовых формальностей для целого ряда категорий граждан,— сняла свои возражения. "Вводить послабления для обладателей служебных паспортов сейчас, когда идет вся эта кампания против неправительственных организаций, было бы неверным сигналом",— отметил господин Поленц.
В российском МИДе вчера комментировать действия прокуратуры не стали. "Что касается голословной критики принятых в РФ поправок к закону об НКО, то они принимались с учетом соответствующей международной практики. Огульные обвинения в том, что РФ якобы нарушает взятые на себя международные обязательства в сфере прав человека, мы не приемлем. Но мы всегда готовы к предметному, профессиональному и взаимоуважительному диалогу",— заявил уполномоченный министерства по правам человека Константин Долгов.
По мнению политолога Александра Кынева, из-за проверок Россию ждут долгосрочные последствия в отношениях с европейскими партнерами: "Эти проверки в первую очередь бьют по имиджу РФ. Я не понимаю, зачем вторгаться в международные организации, которые имеют авторитет во всем мире и не вызывают вопросов ни у кого даже в странах третьего мира".