Из "Акта Магнитского" сделали отбивную
Россельхознадзор ввел ограничения на поставки американской свинины и говядины
В российско-американской торговле начинается новая черная полоса. На этот раз Москва потребовала доказательств отсутствия в американской свинине и говядине особого стимулятора роста – рактопамина, – который повсеместно используется в США и Канаде. Американцы немедленно связали запрет на импорт «рактопаминового» мяса с принятием в США «закона Магнитского», который вводит санкции против широкого круга российских чиновников. Вчера власти США призвали РФ отменить ограничения на поставки американского мяса, которые они считают противоречащими нормам ВТО. При этом введение Россельхознадзором ограничений на импорт американской свинины и говядины из-за наличия в мясе стимуляторов – лишь первый шаг в начавшемся противостоянии. За ним могут последовать и другие: ограничения на ввоз мяса птицы, прорыв финансовой блокады Ирана, отказ от моратория на поставки оружия в Сирию и т.д.
«Соединенные Штаты очень обеспокоены предпринятыми Россией действиями, которые противоречат ее обязательствам как члена Всемирной торговой организации», – сообщил Reuters со ссылкой на совместное заявление министра сельского хозяйства США Тома Вислака и представителя США по торговым переговорам Рона Кирка.
Как отметила американская исследовательская компания Allendale Inc. в минувшую субботу, вступление в силу новых правил ввоза в Россию мяса из США может быть ответом на то, что Конгресс США принял так называемый «закон Магнитского». «Это похоже на ответную меру после принятия Сенатом законопроекта о торговле с Россией… В этом нет никакого сомнения», – цитирует агентство заявление ведущего стратега Allendale Inc. Рича Нельсона.
Напомним, что в минувший четверг Сенат США принял закон, наказывающий нарушителей прав человека в РФ, но при этом снимающий ограничения времен холодной войны с российско-американской торговли. Принятие закона 92 голосами против 4 немедленно вызвало нервный ответ Москвы, которая предупредила, что положения, касающиеся прав человека, нанесут ущерб отношениям двух стран. «Решение американского Сената... это спектакль в театре абсурда», – говорится в заявлении МИД РФ. В том, что ответные меры будут приняты, сомневаться не приходилось.
В то же время руководство в ведомстве Сергея Данкверта пока удивляется американской политизированной реакции. «Россельхознадзор с удивлением воспринял увязывание некоторыми аналитиками введения Россией усиленного контроля на отсутствие в импортируемом мясе бета-адреностимулятора рактопамина с принятым 6 декабря текущего года Сенатом США так называемого закона о «списке Магнитского», – говорится в сообщении ветеринарного ведомства.
Ранее Россельхознадзор уведомил ветслужбы Канады, США, Мексики и Бразилии о необходимости с 7 декабря производить отгрузку свинины, говядины, свиного и говяжьего мяса только после того, как продукт проверят на наличие рактопамина. При этом ведомство напоминает, что о недопустимости применения препарата при производстве продукции для российского рынка оно заявляло более года назад.
Позицию ведомства поддержали и коллеги из Роспотребнадзора, неоднократно встававшего на защиту политико-гастрономических интересов россиян. Требование российской стороны о том, чтобы поставляемые в РФ свинина и говядина не содержали кормовую добавку рактопамин, входящий в группу стимуляторов роста мышечной массы животного и надоев молока, продиктовано не политикой, а пищевой безопасностью, заявил в субботу Интерфаксу глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко. Эксперты Американской федерации по экспорту мяса заявили о том, что эти требования российской стороны – политическое возмездие за принятие Сенатом США «Акта Магнитского».
Онищенко опроверг эти утверждения, подчеркнув, что «применение рактопамина запрещено в 160 странах». «Остается только сожалеть, что у аналитиков Американской федерации по экспорту мяса не хватило лишь толики фантазии, чтобы причислить к противникам принятого Сенатом США «Акта Магнитского» 27 стран Евросоюза, Китай и все остальные 167 стран, в которых запрещено применение данного препарата, научное обоснование безопасности которого вызывает огромное сомнение», – съязвил Онищенко. По его словам, в России национальный норматив по рактопамину отсутствует, а сам он «не включен в реестр препаратов, зарегистрированных и разрешенных к применению на территории РФ».
На официальном уровне уже отреагировала Канада, власти которой попросили Россию отложить вступление в силу требований о проведении проверок импортируемого канадского мяса на наличие стимулятора продуктивности. «Мы попросили Россию отложить введение в действие этого решения, чтобы дать возможность для основательной и научно обоснованной дискуссии между канадскими и российскими властями», – заявил министр сельского хозяйства страны Джерри Ритц.
По мнению главы Института проблем глобализации Михаила Делягина, связь между этими событиями все же существует. «Редко так бывает, что у американского мяса вдруг резко падает качество из-за каких-то добавок. Но в данном случае этот шаг нашей неповоротливой бюрократии скорее на пользу потребителям, – считает он. – Но сильнее по американцам ударил бы запрет на импорт мяса птицы».
Однако с этим мнением не согласен президент Мясного союза РФ Мушег Мамиконян. «Удар по импорту мяса птицы был бы несущественным, – говорит он. – Если раньше американцы продавали в Россию до миллиона тонн этого мяса в год, то сейчас – около 100 тысяч тонн, то есть падение в 10 раз. Они легко могут переориентировать рынок». К тому же, по его словам, Россия обеспечивает себя этим мясом более чем на 90%.
«Речь идет о разнице технических регламентов: в рамках ВТО разные страны имеют разные стандарты, – уточняет Мамиконян. – При этом Евросоюз является более консервативной стороной. Формально Россия может принимать собственные стандарты, тем более что спорный препарат у нас даже не сертифицирован. Но о торговой войне говорить преждевременно».
По данным Мясного союза, отечественное мясное потребление существенно изменилось за последние 20 лет. Птица составляет 42%, и скоро этот показатель достигнет 50%. В то же время зависимость от импорта говядины и свинины составляет 30%. «Доля североамериканских стран по свинине – около 10%, так что отечественный потребитель от этих конфликтов не пострадает, – отмечает Мамиконян. – И ценовых стрессов я не предвижу. Конечно, американцы могут немного потерять наш рынок мяса. Но вряд ли они пойдут на уступки, тем более что для них российский рынок той же свинины не является ключевым. Я бы на их месте тоже уперся – препарат неоднократно исследовался и тестировался, вреда от него нет, так что и проблема несущественна».
Между тем, как считает Делягин, введением ограничений на американское мясо Россия демонстрирует недовольство, а также предупреждает о возможных других шагах. «Я, кстати, поддерживаю принятие «Акта Магнитского», который должен взбодрить наших чиновников, – говорит эксперт. – Но и ответ на него со стороны России также полезен». А вот другими шагами в «асимметричной войне» могут, по мнению Делягина, стать поставки оружия в Сирию. «Причем оружия компактного, которое способно изменить ситуацию на поле боя и которое можно передавать не столь заметно, – уточняет он. – Второе – создание альтернативной системы банковских расчетов в рамках стран БРИКС. В этом случае мы можем пробить изоляцию Ирана. Но на это нужна политическая воля, которой пока не видно». А вообще есть много возможностей ущемить американцев. Например, запретить компаниям из США участвовать в разработке проектов на северном шельфе РФ и т.д. Но это опять же вопрос решимости российских властей.