Патриотизм 0+
Воспитание любви к Родине начнется с младенчества
В администрации президента готовится государственная программа по патриотическому воспитанию граждан. Занимается этой проблемой новое управление по общественным проектам во главе с Павлом Зельковичем. Как удалось выяснить, ставка сделана на детей – именно эта аудитория, по мнению властей, является наиболее гибкой и восприимчивой к патриотической идеологии. Эксперты, признавая необходимость решения «детского вопроса», считают, что формирование гражданского общества должно происходить более системно.
По словам информированного источника в администрации президента, управление по общественным проектам подчеркнуто отмежевалось от политики: «Работа будет строиться вокруг совершенно неполитических вещей. Мы не намерены сопровождать текущий политический процесс».
У патриотизма – неполитическая основа, утверждает собеседник. В числе приоритетных принципов – набор базовых ценностей, касающихся семьи и детей. Отталкиваясь от подобного рода «неполитической идеологии», Кремль намерен выстраивать новые отношения с обществом – чтобы получить на выходе граждан со сформировавшимися государственническими убеждениями.
«Нам досталось тяжелое идеологическое наследие, и начинать надо с детского сада, – говорит источник. – Ребенку надо объяснять, что такое хорошо и что такое плохо». Инструментарий, который будет использован в патриотическом воспитании маленьких граждан, – литературные проекты, детское кино, детский контент в Интернете.
Кстати, в планах Кремля – вернуть рекламу в детские программы на ТВ. В администрации президента полагают, что отсутствие рекламы вымывает детские передачи с телеканалов. «Детские программы в полтора-два раза дороже взрослых. Почему не разрешить в малышовых передачах рекламу детских товаров – игрушек, книг и популярных сладостей, например?» – задается вопросом источник. Он подчеркивает: как и на Западе, в этом смысле на российском ТВ будут действовать жесткие ограничения.
Одно только формирование направлений деятельности при реализации масштабного проекта потребует больших организационных и финансовых усилий от властей. По заданию администрации президента будут работать ученые, социологи, педагоги и даже военные. Проект коснется широкого круга лиц. Потому что в основе «планов громадья» – реставрация советской системы опеки подрастающего поколения. Со всеми домами детского творчества, бесплатными кружками, спортивными секциями, «Зарницами». А также – четкой системой внеклассного воспитания.
Пытаясь облегчить родительское бремя, детей государство не отпустит от себя ни на шаг, рассчитывая на ответное чувство. Во всяком случае – на уважение к государственным ценностям со стороны законопослушных граждан будущей России. При этом ясно, что речь идет о более серьезных вещах, нежели примитивный агитпроп на уровне детского сада. Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров рассматривает «такого рода инициативы не только в плане промывания мозгов – хотя это тоже может работать»: «Власти приступили к созданию некоей эшелонированной системы, когда гражданин с детских лет воспитывается в духе уважения к государству, которое заботится о нем «с младых ногтей». Чтобы с самого детства человек учился не каким-то абстрактным вещам, а отношениям между людьми, получая какие-то мотивации в плане будущей деятельности».
Насколько успешной может оказаться инициатива президентской администрации?
Прежде всего следует признать ограниченность использования советского опыта. Десятилетиями страна впитывала марксистско-ленинскую идеологию, принципы морального кодекса строителя коммунизма. Работал кадровый лифт под названием «пионер–комсомолец–коммунист», дающий путевку в жизнь самым инициативным гражданам. Незыблемость этих институтов оказалась липовой – они разрушились в один момент, как только на горизонте СССР обозначился экономический коллапс. Бывшие пионеры выходили на массовые митинги, требуя отмены 6-й статьи Конституции, фиксировавшей «руководящую и направляющую» роль КПСС.
Потому что голова болит не от недостатка аспирина. Голова болит от недостатка кислорода в воздухе. Маленькие граждане не испытают теплых чувств к родине не потому, что в последние 20 лет не было пропаганды идей «счастливого детства». Чтобы россияне любого возраста прониклись уважением к собственному государству, они должны убедиться в единстве слова и дела во власти. Успех воспитания там, где этот разрыв минимален. Такой принцип действует не только на уровне семьи. Он универсален.
Сегодня у власти, замечает Николай Петров, «очень короткий горизонт»: «Сейчас ей надо убрать с улицы молодежь, не пустить ее на протестные митинги. А вкладывать деньги и силы в то, что может принести отдачу через 5–10 лет, никто не будет, даже если найдется человек, который захочет осуществить такую подвижку».
Главная проблема, говорит Николай Петров, – в системности преобразований, иначе проекты подобного рода в лучшем случае окажутся точечными, пробными, не дающими долговременного эффекта. А замглавы Центра политических технологий Борис Макаренко обращает внимание на организационную и финансовую стороны проблемы: «Кто будет финансировать проект – при утвержденном на три года бюджете? Министерство образования, которое само испытывает недостаток средств?»