Из Китая бегут заводы - как бы их заманить к нам?
Китай больше не «мастерская мира». Компании выводят оттуда свои фабрики - во Вьетнам, Бангладеш, в США
Что же произошло? А главное - есть ли шанс у России переманить беглые заводы к себе? На пустующий Дальний Восток? Тем более что в свое время в Китай ушли и российские заводы. Вернутся ли?
СНАЧАЛА БЫЛ GOOGLE...
Первый звоночек прозвенел в 2010 году. Ему тогда значения не придали. Решили - чистая политика.
Китай - страна коммунистическая, а коммунизм предполагает высокий моральный облик. В Китае сочли, что его портит Интернет. Ввели цензуру. Реакция оказалась неожиданной.
Компания Google вдруг взяла и работу в стране свернула. Google - это флагман так называемой новой экономики. Почти $38 млрд. прибыли за 2011 год! Так что ее обидки - это сигнал для инвесторов. И реакция не заставила себя ждать. Другие интернет-компании (Go Daddy, Network Solutions) тоже с Китаем развязались. Куда вожак - туда и стая.
…СЛЕДОМ ЯПОНЦЫ
Второй сигнал прозвучал этой осенью. Тоже вроде сугубо политический. У Японии с Китаем старый территориальный спор. Еще в 1895 году японцы заняли острова Сенкаку, которые Китай считает своими, но до поры терпел. Тем более что клочки суши были в частной собственности у богатеньких японцев. А тут правительство Японии возьми да и выкупи их. В Китае буря протеста, демонстранты нападают на офисы японских фирм. Те деру.
Первыми заводы стали закрывать Toyota и Panasonic. Затем Nissan, Honda, Mazda, Canon, Sony... Когда митинги закончились, часть фабрик открыли. Но китайцы на этот раз всерьез перепугались. Ведь многие фирмы объявили: пока поработаем, а потом все равно уйдем.
ПРОЧЬ ИЗ КУРЯТНИКА
Уже не политика: чисто китайская компания Lenovo, второй в мире производитель компьютеров, уходит в США. Уже в 2013 году в Северной Каролине будут производить компьютеры и ноутбуки. И продавать в США.
История Lenovo куда как показательна. В свое время американская компания IBM свалила в Китай. Прошли годы, и развился собственно китайский бизнес: сначала сборочные, потом уже со своими технологиями, в том числе Lenovo. И вот Lenovo покупает у IBM заводы. И вот... уход в Штаты.
Причем для Lenovo это далеко не первый «побег из курятника». Ранее компания перевела один из заводов в Бразилию. А всего в мире на нее работает 27 тыс. человек.
ВСЕГО НЕ ХВАТАЕТ
Как свидетельствуют выкладки Европейской торговой палаты, около 20% европейских предприятий подумывают о том, чтобы Китай покинуть. А по оценкам американских экспертов, 14% штатовских фирм хотели бы вернуться домой.
Причины? Очень быстро растут расходы на электричество и воду. Все эти годы и свет, и вода были в дефиците. И вот китайские власти решили убрать проблему, подняв расценки.
Другая причина - китайская рабочая сила теперь далеко не столь дешева. Еще недавно средняя зарплата в промышленности составляла 250 евро, а теперь минимум 400 евро, а если специалист с головой, так он еще подумает, идти на 1 тыс. евро или нет.
ТЕХНОЛОГИЧНЫЕ - В ШТАТЫ, ОСТАЛЬНЫЕ - ВО ВЬЕТНАМ
Куда бегут? Тут есть две стратегии. О первой - назад, на родину, в развитые страны! - мы уже говорили.
Вторая группа бизнесменов идет по накатанному пути и вострит лыжи в те государства, где рабочая сила по-прежнему дешева. Это Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, перечисляет Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
Значит ли это, что у России наконец-то появляется шанс? Почему бы предприятиям-беглецам, вместо того чтобы пересекать океан, не сделать лишь несколько шагов на север и не оказаться на нашем Дальнем Востоке?
НЕКОМУ ПРОИЗВОДИТЬ, НЕКОМУ ПРОДАВАТЬ
Российские компании охотно размещали производство в Поднебесной. Вам никогда не попадались, например, детские «чисто русские» игрушки под российским брендом, с маленькой, еле заметной этикеткой «сделано в Китае»? Там же российские компании производят мебель, электронику... Да мало ли что еще!
Шансов на возвращение нет, категоричен сотрудник Института экономики РАН Александр Виленский. Он объясняет: бизнес шел в Поднебесную, когда деньги лились из ушей. Тогда наши компании строили в Китае простые и дешевые производства. Теперь денег мало, компании экономят на работниках, зато сажают их за высококлассные станки.
- И вот тут решающее значение приобретает то, есть ли в стране высококвалифицированная рабочая сила. В США она есть. А в России нет. И не появится в ближайшем будущем, - говорит Виленский.
Не верит в переезд на Дальний Восток - по крайней мере пока - и Дмитрий Белоусов. Переезжать-то некуда.
- Россия попала в неприятную воронку, - говорит эксперт. - Рабочая сила относительно дорогая, а технологий нет, следовательно, нет и мотивации к нам ехать.
Тут или меньше нашим работникам платить - но это плохой путь, или перехватывать технологии, которые иностранцы настроились разместить в Восточной Европе. Но в чистом поле их не разместишь. Особые экономические зоны, кластеры - хорошие площадки, но их нет восточнее Поволжья. Владивосток - в связи с саммитом АТЭС - только начали обустраивать.
- Хорошо хоть дороги построили, - говорит Белоусов. - Прежде там вообще нечем было бизнес зазывать.
К тому же на Дальнем Востоке мало населения. Значит, некому не только производить, но и некому продавать.
А вот директор Института проблем глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий считает, что не нужны нам никакие китайские предприятия-беглецы:
- Вы же видите, как в Китай капитал пришел, так он и ушел! Это ненадежно. Нужно развивать собственное производство.
«ПОКА ДОМОЙ НЕ ВЕРНЕМСЯ»
Мнения российских бизнесменов, которые в свое время вывели производства в Китай, особенно интересны. Они бы вернулись, когда... Вот что рассказывал в эфире Радио «КП» коммерческий директор «Голдер Электроникс» Вячеслав Гуллер - его компания производит бытовую технику именно в Поднебесной, хотя все задумки и технологии российские:
- В России должна появиться правительственная программа, направленная на поддержку российского производства, чего мы не видим в принципе сейчас.
Гуллер имеет в виду комплекс мер, о которых говорили еще в конце 90-х: поддержка экспорта, дешевые длинные кредиты, программа подготовки кадров под заказчика, прозрачное распределение госзаказа, создание условий, при которых малые предприятия кооперируются с крупными.
- Мы периодически просчитываем варианты производств в России. Но пока ни один из этих расчетов не привел к положительному результату, - резюмирует Гуллер.
Бизнесмена Владимира Невейкина мы застали в Китае - он оттуда и не выезжает. Невейкин только что объехал несколько предприятий, готовых к переезду, сокрушается: Россию в качестве новой родины никто даже не рассматривает.
- Нужны хорошие обычные и железные дороги, - перечисляет он. - А у нас один Транссиб. Нужны порты. Но главное - нужна защита бизнеса от чиновников и рейдеров.
- У нас же одна имитация, - невесело резюмирует Невейкин. - Это как в Сицилии. Создали для проформы особые экономические зоны, законы приняли, а никто туда не идет, потому что знают: настоящая власть - это мафия. Ну так что, мало у нас на Дальнем Востоке своих донов Карлеоне!
КСТАТИ
Дальний Восток без 5 трлн. руб. не поднимется
Недавно создано Министерство по развитию Дальнего Востока, его возглавил Виктор Ишаев. И вот первые шаги: ведомство представило во Внешэкономбанк список из 92 самых важных для региона проектов. Суммарно они тянут на 5 трлн. руб. Помимо этого, Ишаев собирается просить налоговые льготы на прибыль, землю и имущество. Фактически Дальний Восток становится особой экономической зоной.
В числе проектов - реконструкция БАМа, модернизация Транссиба, строительство моста на Сахалин. Только обновление БАМа тянет более чем на триллион. Помимо инфраструктуры, займутся энергетикой. Энергосистема региона до сих пор отделена от Единой системы страны. Министерство просит построить 2 ГРЭС, по одной ГЭС и ТЭЦ. И, наконец, собственно производство (20 проектов), которое, впрочем, сводится к развитию добычи полезных ископаемых (угля, золота, железа, газа). Правда, хотят углубить переработку газа и построить химзаводы. Эти идеи пока нигде не обсуждались, но мнения уже разошлись: некоторые правительственные чиновники сочли запросы чрезмерными. Но если ничего не делать, то и своего не построим, и чужого, китайского, не привлечем, считают эксперты.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Сергей ЦЫПЛАКОВ, торгпред России в Китае: «Наш человек на азиатской фабрике работать не сможет»
- Уход ряда предприятий из Китая - это в самом деле реальность. Скажем, Adidas переносит фабрики в Юго-Восточную Азию. Средняя зарплата на экспортно-ориентированных предприятиях КНР -
3 тыс. юаней, а во Вьетнаме - 600 юаней (в пересчете). Китайцы на это смотрят спокойно. Во-первых, ряд производств мигрирует внутрь страны, где труд дешевле, - правда, растут транспортные расходы. Во-вторых, китайцы говорят, что им нужны качественные инвестиции. А бегут-то примитивные производства, где работали мигранты из деревень.
Наш Дальний Восток беглецов не перехватит, тут нет никаких иллюзий. Во-первых, потогонные фабрики - это не наш уровень, нам нужны высокие технологии. Во-вторых, у нас во всем Дальневосточном округе - 6,2 млн. человек. Кто работать-то будет? В-третьих, я сильно сомневаюсь, что россияне в состоянии работать в таких адских условиях, которые есть на китайских предприятиях.