Безработица растет в трети регионов страны
За позитивными средними показателями скрываются местные и отраслевые беды
Чиновники бьют в литавры – официальная безработица в РФ, по последним данным, составляет чуть больше 1 млн. человек. Это самый низкий показатель регистрируемой безработицы в стране за последние 10 лет, сообщил глава Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Юрий Герций. Впрочем, за скобками остаются нерешенные проблемы – на фоне общего снижения безработица в отдельных регионах страны только растет, невзирая на оптимистичные заявления.
«По последним данным, официальная безработица в России составляет 1,02 миллиона человек, – с гордостью объявил вчера Юрий Герций. – Этот показатель – самый низкий с 2001 года». Впрочем, общая неофициальная безработица в стране, если считать по методологии Международной организации труда (МОТ), составляет 5,4 миллиона человек.
При этом глава Роструда отметил, что снижение безработицы всего за неделю произошло в 72 регионах страны, тогда как в семи субъектах РФ ситуация не изменилась. Если дело так пойдет и дальше, то, как полагает чиновник, «к концу 2012 года официальная безработица будет ниже одного миллиона человек».
Между тем показатели в регионах существенно отличаются. В частности, по данным Росстата, безработица почти в трети регионов страны не сократилась, а выросла в 2012 году по сравнению со средними данными за 2007–2008 годы. При этом в разряд неблагополучных попадают не только проблемные регионы Кавказа, но и промышленные области – в частности, Челябинская и Ивановская, где, по данным Росстата, безработица выросла за это время примерно в полтора раза.
В Чечне безработица в текущем году составила 36,3%, тогда как в 2008 году была на уровне 33,5%. А в Карачаево-Черкесии безработица выросла с 8,5% в 2008 году до 14,4% в нынешнем. Примерно то же самое – в Кабардино-Балкарии – где уровень безработицы увеличился с 5,8 до 12,2%. Двукратно выросла безработица и в Северной Осетии – с 5,5 до 11%.
Опрошенные «НГ» эксперты признают, что за средними по стране цифрами скрывается очень пестрая картина. Так, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич соглашается с тем, что безработица в стране действительно снижается. «У нас есть как минимум два региона с сумасшедшей безработицей – Ингушетия и Чечня, – отмечает она. – Но все, что касается Северного Кавказа, оценить очень трудно». К тому же проблема в том, что мы не знаем, какая на самом деле у нас занятость, отмечает она. «Есть данные о том, что на средних и крупных предприятиях занято 30 миллионов человек, еще 15 миллионов – в малом бизнесе. А где же трудятся остальные миллионы?» – недоумевает эксперт.
В свою очередь, содиректор аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг отмечает, что традиционно наиболее высокий уровень безработицы – на порядок выше среднего по России – наблюдается в Северо-Кавказском регионе, где безработица по-прежнему превышает 13%.
Эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Ирина Воробьева считает, что низкие показатели безработицы в России – значимое достижение, особенно на фоне того, что в большинстве развитых и развивающихся стран мира безработица не снижается, а растет. «Но мы должны понимать, что эти показатели – средняя температура по больнице, – предупреждает она. – В отдельных российских регионах безработица носит вопиющий характер. Традиционно высокий уровень безработицы наблюдается на Алтае, в Республике Тыва. Экономика этих регионов неразвита либо развивается однобоко, и она не может обеспечить рабочими местами все население. Причем ситуация в этих регионах практически не меняется в лучшую сторону. И это самое тревожное.
Вторая проблема российского рынка труда – это приток неквалифицированной рабочей силы. Хотя чиновники уже много лет говорят о необходимости привлечения только квалифицированных иностранцев – на практике ситуация практически не меняется. Прибывающие на заработки в Россию мигранты имеют низкую квалификацию, большинство из них плохо знают русский язык – отмечает Воробьева. «Работают они в тех секторах, где самая низкая зарплата, либо там, где коренное население считает работу непрестижной, – перечисляет она. – Чтобы к нам начали приезжать высококвалифицированные работники, необходимо создавать высокотехнологичные рабочие места и обеспечивать работникам соответствующие условия жизни».
По мнению Натальи Зубаревич, в России до сих пор нет никакой системы отбора мигрантов. «Мы пускаем всех, а потом отбираем у них рабочие места, – сетует она. – Государство ведет просто неадекватную политику...»