Они утонули
Есть частное и есть общее. Частное в трагедии Крымска — это вопрос о сливе воды из водохранилища. И в этом частном есть два аспекта.
Во-первых, обратите внимание на то, как быстро распространилась эта версия! Еще ничего не было ясно, еще был хаос на месте беды и в СМИ, а версия о сбросе воды (причем в качестве подверсии — злонамеренном!) гуляла крепко! Что это значит? Первая мысль, первое действие, первое слово — рефлекторные, те, которые на уровне подсознания. Получается, первое, что пришло в голову и нашло массовый отклик, — это преступление властей. Вольное или невольное. Это факт. Спорить с этим невозможно.
Во-вторых — и это тоже факт! — реакция властей на эту версию была максимально путаной. Одни и те же люди, одни и те же ведомства противоречили сами себе по нескольку раз на дню. И пытались всячески исключить версию сброса. Хотя точной информации не было еще ни у кого. И я даже не думаю, что они специально пытались нас запутать и что-то скрыть. Но факт тот, что они изо всех сил хотели уйти от версии преступной халатности и реально путались и противоречили друг другу и самим себе. Это значит, что люди не владеют ситуацией, но заранее начинают выкручиваться — сами не понимая, какие для этого требуются аргументы.
Сейчас, по мере появления все большего объема не просто информации, а реального анализа специалистов, мы можем с некоторой долей уверенности предположить, что специально воду вряд ли сбрасывали. И вряд ли объем сброшенной воды мог привести к такой катастрофе. Пропускная способность сброса где-то в десять раз меньше объема воды, обрушившегося на Крымск.
Но это все частности. В общем же мы имеем следующее. В 2002 году в этом же районе было другое страшное наводнение. Про него и забыли уже — ведь сколько трагедий было за эти десять лет! А оно было, и унесло более шестидесяти жизней. И тогда тоже речь шла о водохранилищах, о системе предупреждения, о помощи жертвам и восстановлении жилья и инфраструктуры. То есть за десять лет ничего не изменилось. Более того! В том же самом районе, по тем же самым причинам погибло уже минимум втрое больше народу!
Какая там система шлюзов, есть ли они вообще, какой сброс, какова плотина — это все детали. Технические параметры сооружения могут быть любыми — но в них должно быть заложено безопасное эксплуатирование объекта. А если он не безопасен, то какая разница, по какой причине? А если дело не только и не столько в водохранилище, значит, небезопасно в целом проживать в этом районе и, стало быть, не выполнен целый комплекс защитных мер!
Да что тут говорить, если между предупреждением начальства о возможном «цунами» и приходом волны прошло пять часов, а город, в котором всего 60 тысяч жителей, так и не нашли способа оповестить! Нам говорят, мол, ходили по дворам, давали бегущую строку на телевидении (ночью, когда все спят!). Может, так оно и было. Но это не вопрос того, что вы делали, а вопрос того, что вы сделали. Бегали, давали строку — а народ не знал! Ваша задача сделать так, чтобы узнали все, а когда вы говорите: мы кричали, а нас не слышали, то виноваты не те, кто не слышал, а те, кто кричал.
Ну и то, что после стихии в городе установились хаос, безвластие и даже мародерство — это, мягко говоря, не в плюс начальству. Понятно, что форс-мажор. Но это опять же вопрос практики. Если у вас такой регион, где наводнения не редкость, где они уже уносили жизни десятков людей, значит, и готово все должно быть так, чтобы мгновенно развернуть помощь.
И вот мы видим, что инженерные сооружения небезопасны, мы видим, что система оповещения абсолютно провальна, мы видим, что система спасения неэффективна. И такая ситуация существует десятилетиями. Плюс пикантные подробности про владельцев водохранилища, которых подозревают в хищении огромных сумм, предназначенных, в том числе, и на реконструкцию инфраструктуры.
Крымск подводит нас и к двум совсем уже глобальным выводам. Он иллюстрирует, в который раз, степень развала «народного хозяйства». Мы забыли про наводнение десятилетней давности за вереницей других трагедий. И есть все шансы на то, что трагедия Крымска будет также погребена под слоем последующих катастроф во всех сферах. Они идут непрерывной чередой и прямо говорят нам о том, что положение только ухудшается. Что можно какую угодно вешать лапшу про наши успехи, но у всех на глазах десятками, сотнями гибнут люди.
А еще Крымск в который раз показал, что власти хорошо борются только с мнимыми угрозами. И чувствуют себе королями только в тех ситуациях, где заведомо сильнее. Но приходит стихия, наступает форс-мажор, и словоблудие федеральных каналов или вереница автозаков оказываются бесполезными. Правда жизни окунает в дерьмо по уши. Жалко только, что при этом невинные люди своим жизнями платят за явление этой правды.