Несистемный поход
Дмитрий Медведев встретился с лидерами незарегистрированных партий
Дмитрий Медведев на встрече с руководителями политических партий, не имеющих государственной регистрации, попытался объяснить суть проводимой им политической реформы. А участники встречи попытались объяснить суть своих предложений. Над ними президент, как обычно, пообещал подумать, а участников встречи пригласил поработать в рабочей группе по доработке политической реформы.
На встречу к президенту были приглашены глава федерального совета "Партии дела" Константин Бабкин, председатель "Российского общенародного союза" Сергей Бабурин, сопредседатель партии "За нашу Родину" Михаил Лермонтов, глава президиума центрального совета партии "Курсом правды и единения" Юрий Москалев, сопредседатели Партии народной свободы Борис Немцов и Владимир Рыжков, глава российской экологической партии "Зеленые" Анатолий Панфилов, председатель "Партии возрождения России" Геннадий Селезнев, секретарь-координатор партии "Российский объединенный трудовой фронт" Сергей Удальцов и глава "Народной партии "За женщин России"" Галина Хавраева.
Встреча Дмитрия Медведева с лидерами незарегистрированных партий беспрецедентна — ранее глава государства не проводил переговоров с лидерами несистемной оппозиции. Более того, часть вчерашних гостей президента подвергается постоянной жесткой критике со стороны сторонников кандидата в президенты Владимира Путина, а сам господин Путин заявлял в 2010 году, говоря о господах Немцове и Рыжкове, что они "поураганили в 1990-х годах, утащили вместе с березовскими и теми, кто сейчас находится в местах лишения свободы, о которых мы сегодня вспоминали, немало миллиардов, Их от кормушки оттащили, они поиздержались, хочется вернуться и пополнить свои карманы". Тем не менее господин Медведев счел необходимым встретиться с представителями несистемной оппозиции, чтобы обсудить "будущее нашей политической системы". А именно, четыре инициированных им законопроекта — об упрощении регистрации политических партий, об изменении порядка наделения полномочиями глав регионов, об упрощении процедур, связанных с выборами президента, и об изменении порядка избрания в Госдуму. Обсуждение "других вопросов" Дмитрий Медведев также не исключил.
Открывая встречу, президент выразил надежду на то, что его гостям либерализация порядка регистрации партий понравится, поскольку "для вас это, может быть, гораздо более важная проблема, чем для тех политических партий, которые уже давно находятся на политическом небосклоне",— отметил он. При этом он призвал всех критиков политической системы "опираться на общие представления", чтобы ее менять.
Представления у участников встречи были, но нельзя сказать, что они были общие (помимо снижения барьера до 500 человек). Так, по словам Сергея Бабурина, господа Москалев и Панфилов "болезненно отреагировали" на его заявление, что обострение нашего политического кризиса началось с выдвижения Путина в президенты". "Очевидно, они считают, что выдвижение Путина было верхом демократии",— заметил Сергей Бабурин. Дмитрию Медведеву пришлось объяснить, что "тема тонкая", но, по его субъективному мнению, "в этом не было ничего особенного". В результате Сергею Удальцову "показалось", что господин Москалев и господин Панфилов "занимали несколько провластную позицию".
Общим у участников было желание так же, как и президент, заняться разъяснительной работой — объяснить господину Медведеву свои представления в вопросе политической реформы. Самыми активными были Борис Немцов и Сергей Удальцов. Еще накануне встречи господин Немцов заявил, что у него к президенту "один разговор — Болотная, отмена результатов думских выборов, освобождение политзаключенных", а также запрет одному человеку занимать пост президента более двух раз в жизни. А господин Удальцов сообщил, что огласит "полный комплекс требований" протестных акций, а также потребует узаконить создание предвыборных блоков, изменить порядок регистрации партий Минюстом и отложить президентские выборы на лето. Судя по всему, господ Немцова и Удальцова не случайно посадили в один ряд с президентом — чтобы они не были с ним постоянно "глаза в глаза" и чтобы им было труднее вести острую дискуссию.
При этом Борис Немцов оказался через одного человека по левую сторону от президента — между ними оказался Константин Бабкин. Также, только по правую сторону от президента оказался Сергей Удальцов. Между ним и президентом находился первый заместитель главы президентской администрации Вячеслав Володин. Возможно, это тоже было не случайно — ведь господин Удальцов грозился принести на встречу с президентом оторванную во вчерашней драке у мэрии (за проведение митингов) подметку с ботинка депутата Госдумы Ильи Пономарева, чтобы показать ее "как свидетельство нарастающей напряженности в обществе". И было неизвестно, как он будет ее "показывать".
Однако опасения были напрасны. Лидеры оппозиции вели себя спокойно. Сергей Удальцов все-таки принес подошву, но тихо положил ее на стол. На это господин Медведев предложил возместить господину Пономареву ущерб, а подошву выразил желание передать — то ли в Исторический, то ли в Кремлевский музей. Более серьезным тоном он согласился дать указание разобраться в инциденте в мэрии. Все предложения, которые собирался, господин Удальцов высказал президенту. Говоря о переносе президентских выборов, он объяснил главе государства, что тот тем самым продлит срок своих полномочий. "Мне показалось, что Дмитрий Медведев смутился",— сообщил господин Удальцов. Дмитрий Медведев в ответ то ли в шутку, то ли всерьез заметил, что предложение "интересное", но он к такому сценарию не готов, потому что уже "слишком поздно, да и слишком радикально". Но предложения о необходимости минимизировать влияние денежного фактора в предвыборных кампаниях и о развитии электронного голосования президент поддержал.
Борис Немцов, как и собирался, передал президенту программу политической реформы, которая была выработана по результатам резолюций митингов на Болотной и Сахарова (о досрочных парламентских выборах, о фальсификациях и т. д.), а также список политзаключенных. Как сообщил он, "создалось впечатление, что у президента есть желание помиловать если не всех, то хотя бы некоторых — Таисию Осипову, возможно Махнаткина. Владимир Рыжков (он сидел почти напротив президента) сообщил, что Дмитрий Медведев пообещал дать поручение о проверке каждого индивидуального случая. Кстати, господин Бабурин добавил к этому списку свой — список политзаключенных, которые преследуются за свои национально-патриотические убеждения. "С шовинизмом надо бороться, а без национализма любая нация погибнет",— сообщил он.
Предложение об ограничении института президентства двумя сроками президент воспринял позитивно — по словам господина Немцова, он сознался, что "всерьез об этом думает". Однако, по словам господина Рыжкова, в оценке вопросов о досрочных парламентских выборах и о фальсификациях они с президентом разошлись. Дмитрий Медведев заявил, что не считает, что на выборах были значительные фальсификации, но признал, что Госдума не отражает всего спектра политических сил. По словам господина Бабурина, при этом президент выразил надежду, что в следующем парламенте будут "те, кто присутствовал на этой встрече".
Более озаботился президент поднятой господином Рыжковым проблемой "эскалации напряжения межу Болотной и Поклонкой" и "шельмования оппозиции". Президент назвал столкновения недопустимыми и заверил лидеров незарегистрированных партий, что он подобные действия осуждает. Наконец, Дмитрий Медведев также пообещал ПАРНАСу разобраться с Минюстом, который, как пожаловался господин Рыжков, до сих пор отказывает партии в регистрации, несмотря на решения ЕСПЧ. Президент сообщил, что поручения уже по этому вопросу давал, но пообещал еще раз "напомнить" главе Минюста Александру Коновалову.
На встрече звучали и весьма неожиданные предложения. Анатолий Панфилов предложил уменьшить количество регионов. "Постоянно эти выборы, перевыборы проводят, один справляется, другой не справляется. К тому же это поспособствует борьбе с коррупцией",— заявил он. Президенту, по словам господина Панфилова, идея понравилась, но он объяснил, что сейчас нет механизма для ее реализации. А Михаил Лермонтов предложил после 4 марта превратить веб-камеры в мониторы для реализации "непрерывного плебисцита", так как сегодня "народ лишен своего законного права на референдум". Президент, по его словам, "учитывая его нацеленность на современные модернизационные механизмы", согласился с этим предложением.
Не обошлось и без лирики. Михаил Лермонтов попытался прочитать стихотворение "своего далекого предка" "Дума", начинающееся со слов: "Печально я гляжу на наше поколение". А Галина Хавраева подняла тему любви между мужчиной и женщиной.
В итоге, как и обещал Дмитрий Медведев на встрече с зарегистрированными партиями, лидеров незарегистрированных партий пригласили в общую рабочую группу под руководство господина Володина по доработке законопроектов по политической реформе. Первое заседание ее пройдет уже в среду в 11 утра в администрации президента. В целом итог встречи так охарактеризовал Сергей Удальцов: "Ничего конкретного президент не сказал, конкретных гарантий не давал".