Митинг "боязливых пингвинов"
24 декабря на проспекте академика Сахарова в Москве внесистемная оппозиция вновь будет требовать отмены выборов в Госдуму и зарегистрировать все без исключения оппозиционные партии. При этом на трибуне можно будет увидеть тех, кто приложил немало усилий для развала СССР и вознёсся к вершинам власти в "лихие" 90-е.
Этот митинг задумывается как продолжение акций оппозиции 5 и 10 декабря. Первый, на Чистых прудах, закончился призывами идти штурмовать Центризбирком и, как следствие, массовыми задержаниями. Второй, на Болотной площади, хоть и прошёл мирно, оставил неприятное послевкусие. Анонсированный как внепартийная гражданская акция, митинг превратился в бенефис лидеров внесистемной оппозиции, что вызвало определённые вопросы у многих его участников, не рассчитывавших увидеть на сцене призраков из прошлого - Немцова, Касьянова и прочих шендеровичей.
Последние, впрочем, ответили взаимностью. В прессу попали расшифровки телефонных переговоров Бориса Немцова, который, рассуждая о прошедшем 5 декабре митинге на Чистых и прудах и предстоящей акции на Болотной площади, объяснял, что 90 процентов пришедших людей были "овощи, которые типа возмущены, что их на*б*ли". "Поскольку на площади будут пингвины боязливые, я считаю, что нам надо сделать, чтобы их не тронули. Иначе они от нас отвернутся и скажут, что мы их как пушечное мясо используем", – пояснял своему собеседнику он стратегию поведения на митинге.
Факт публикации этих переговоров почему-то вызвал недовольство в лагере либеральной оппозиции, возмущённой вмешательством в личную жизнь. Хотя, как справедливо заметил оппозиционный политик Эдуард Лимонов, расстраивает не столько сам факт "прослушки", сколько содержание разговоров, которые Немцов вел с другими оппозиционерами. "Люди, которые выходили на Болотную, верили в честность Бориса Немцова. А теперь они обнаружили, что он преследует иные интересы", - сказал Лимонов. "Это все некрасиво. Люди отшатнутся, и правильно сделают", - констатировал он.
В 90-е годы, кстати, такого рода компромат считался делом вполне приемлемым. Так, например, в 1997 году "Новая газета" - образец добропорядочности - опубликовала запись разговора первого вице-премьера правительства России Бориса Немцова с бизнесменом Сергеем Лисовским. Журналист Александр Минкин в предисловии к этой публикации, писал, что "задетые лица, конечно, возмутятся" и "подключат дружественную прессу, представителей творческой интеллигенции", которые "с брезгливым вводом заговорят о грязной журналистике". "Уважаемые читатели, не позволяйте морочить себе голову, не позволяйте уводить вас от сути дела", - писал Минкин, считая, что если в записях "содержатся факты, важные для общества, то общество должно быть благодарно тем, кто открывает ему глаза".
Вообще, требования, выдвигаемые либеральной оппозицией, не очень понятны. Точнее, понятны только ей. Освобождение всех политзаключенных, регистрация оппозиционных политических партий, роспуск Госдумы и назначение новых выборов... Под политзаключенными имеются в виду те, кто занимался банальным хулиганством под видом политического протеста. Под оппозиционными партиями - всевозможные ПАРНАСы и РНДС, не сумевшие набрать необходимое для регистрации количество партийцев и потому спешно записывающие в свои ряды ничего не подозревающих граждан, воспользовавшись сведениями из паспортных баз данных. Что же касается отмены итогов выборов в Госдуму, то это требование выдвигает крайне узкая прослойка оппозиционеров.
Получившие представительство в нижней палате российского парламента политические партии, выражая свое недовольство итогами выборов, не ставят под сомнение их легитимность. По крайней мере, роспуска думы не требуют и мандаты сдавать не собираются. "КПРФ не имеет никаких претензий к механизму проведения выборов. Т. е. они недовольны только итогами подсчета. Хотя понятно, что все проблемы, которые мы сейчас разгребаем, заложены в общем механизме, которые у нас существует, и в котором КПРФ является естественным и неизбежным элементом", - считает политолог Борис Кагарлицкий. То же самое относится и к "Справедливой России", несколько депутатов которой принимают активное участие в организации этих митингов, но сама партия от данных акций старается дистанцироваться.
Впрочем, достаточно посмотреть на состав выступающих, чтобы на минутку очутиться в прошлом. На трибуну, обещают вытащить даже насквозь пропавшего нафталином Михаила Горбачёва, не говоря уже о других деятелях, сколотивших свой политический (и не только) капитал в эпоху ельцинизма. Возможно, протестующая против несправедливых по их мнению выборов молодёжь и не помнит в силу своего возраста ситуацию в России в период, когда у власти находились нынешние борцы с путинским режимом, но люди чуть более старшего возраста ещё не забыли чудовищную инфляцию, невыплаты зарплат и пенсий, закрывающиеся предприятия и полное ощущение безнадёги.
И можно понять ностальгию того же Немцова, ставшего по итогам нахождения у власти долларовым миллионером. Лидер "Яблока" Сергей Митрохин, прямо обвиняет сопредседателей Партии народной свободы - Бориса Немцова, Михаила Касьянова и Владимира Рыжкова - в ситуации, сложившейся на рынке ЖКХ, с реформой электроэнергетики, которая прошла с огромным ущербом для экономики и лично для каждого гражданина, в появлении новой олигархии и коррупции на высшем государственном уровне. "И не надо нам теперь рассказывать басни о том, что нынешняя чудовищная коррупция была занесена Путиным с какой-то другой планеты. Она была взращена Вами собственными руками, Борис Ефимович", - пишет Митрохин.
Наверное, об этом стоило бы поразмыслить тем, кто планирует идти на митинг 24 декабря. Помнить, что все они - "офисный планктон", "пингвины" и "овощи" - не более чем пушечное мясо для реализации планов вернувшихся из прошлого оппозиционеров.