Баран отпущения
Депутаты меняют правила совершения жертвоприношений
В Мосгордуме состоялось обсуждение поправок в закон «О свободе совести» и Административный кодекс РФ, представленных на рассмотрение в Госдуму еще в конце октября. Проект предполагает сокращение мест, где разрешается проводить молитву и обряды, «сопряженные с насильственными действиями в отношении человека или животного». Нарушителям будет грозить штраф или даже арест на 15 суток. Эксперты уже назвали документ некорректным и дискриминирующим.
В понедельник в Мосгордуме прошло обсуждение проекта поправок в КоАП РФ и закон «О свободе совести», который должен регулировать «порядок совершения религиозных обрядов, сопряженных с насильственными действиями в отношении человека или животного». В частности, был сокращен список мест, где разрешено беспрепятственно молиться, «проводить богослужения и совершать другие религиозные обряды и церемонии». Раньше это можно было делать в культовых зданиях и на относящихся к ним территориях, в специальных местах, предоставленных местными властями для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях религиозных организаций, на кладбищах, в крематориях и в жилых помещениях. Теперь же из перечня убраны «территории, относящиеся к культовым сооружениям», а специальные места, которые могут выделяться властями, скажем, на определенный праздник, должны быть предназначены только «для богослужений, молитвенных и религиозных собраний и религиозного почитания (паломничества)». То есть другие религиозные обряды, не вошедшие в список, там совершать будет нельзя.
Но это еще не все. Поправки в КоАП предусматривают ответственность за церемонию, проведенную не в том месте. Для простого верующего штраф составит от 500 до 1 тыс. рублей, для организаторов – 1–2 тыс. рублей. Более того, «если религиозные обряды, сопряженные с насильственными действиями в отношении человека и животного, проводились «в непосредственной близости от детских учреждений», то санкция будет либо в виде 2 тыс. рублей штрафа, либо ареста до 15 суток. Такая же ответственность наступит, если «совершение молитвенного обряда привело к нарушению общественного порядка или создало угрозу безопасности населения». Можно ли считать таковым 15-часовые очереди на морозе к Поясу Богородицы, не уточняется.
Все это не на шутку озадачило экспертов. Председатель комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций Мосгордумы Антон Палеев рассказал, что идея законопроекта не вызывает возражений, однако документ не проработан с юридической точки зрения. «Человеческие жертвоприношения практиковались в архаических культах, сейчас они сохранились разве что на островах Тихого океана, – рассуждает доцент Центра изучения религий РГГУ Борис Фаликов. – А, скажем, обрезание проводится с согласия родителей младенца, так что насилием это назвать нельзя. Что за загадочные обряды с насилием над человеком, остается неясным. Кроме того, Уголовный кодекс и так четко расписывает ответственность за любые насильственные действия в отношении человека».
Сопредседатель Информационно-аналитического центра Совета муфтиев России Фарид Асадуллин полагает, что нужды в поправках к существующему закону «О свободе совести» нет. «Надо совершенствовать правоприменительную практику, – пояснил эксперт. – Другое дело, что закон вскрывает важную проблему: представителям разных конфессий, в том числе мусульманам, не хватает собственных культовых сооружений. Например, в Москве всего пять мечетей, тогда как в Пекине – 70. Да, власти выделяют определенные места под забой жертвенного скота, но их тоже не хватает. Отсюда и проблема несанкционированных жертвоприношений, хотя, кстати, в этом году серьезных нареканий по этому поводу не было».
Юристы уже успели охарактеризовать поправки как некорректные. «По документу получается, что забивать баранов можно в жилых помещениях, однако это будет еще большим нарушением законодательства, – говорит старший партнер Группы юридических компаний «Консулъ» Захид Мамишов. – Тут очевидна направленность против определенной социальной группы, что является дискриминацией по религиозному признаку. Хотя режут в религиозных целях не только баранов, не только на Курбан-байрам и не только мусульмане – возьмите любое мясо, соответствующее нормам халяля или кашрута». Эксперты сходятся в том, что регулировать порядок проведения обрядов следует не законодательным путем, а с помощью договоренностей. «Иначе закон может быть использован как инструмент преследования», – добавляет г-н Фаликов.