«Шемякин суд» по-амурски
Cитуация, сложившаяся в правоохранительных органах Амурской области, напоминает театр абсурда. После резонансного дела о благовещенском педофиле, выпущенном на свободу милиционерами, прокуратура и следственный комитет судорожно пытаются свалить вину друг на друга. В это же время фигуранты «заказных» дел, чья вина выглядит иллюзорно, продолжают томиться в сизо.
После громкой июльской истории, когда в Благовещенске жители города собирались линчевать подозреваемого в педофилии 38-летнего жителя, правоохранительные органы области реальной работе по искоренению халатности в своих рядах предпочли разработку «Памятки к действию» для борьбы с педофилией. Похоже, что о наличии в стране действующего закона и правовых норм, а также должностных инструкций МВД здесь напрочь забыли. Когда же бессмысленная возня амурских силовиков вызвала праведный гнев федерального руководства, стали просто назначать «крайних».
Этот увлекательный процесс стал настоящим яблоком раздора между следственным комитетом и прокуратурой. Сначала на роль «стрелочников» были назначены два сотрудника областной прокуратуры, которых обвиняли в халатности. Затем дело против них закрыли. После чего стало известно имя очередного виновника июльских событий - следователя СКР Юрия Кукаева. Но корпоративная солидарность в следственном комитете, как оказалось, ничуть не уступает прокурорской солидарности – меру пресечения Кукаеву изменили и выпустили под подписку о невыезде. Тем временем фигуранты других уголовных дел продолжают сидеть, хотя инкриминируемые им деяния не предполагают такой меры, как заключение под стражу.
Вся амурская правоохранительная система – прокуратура, полиция, суды – порождает один скандал за другим. Привычка в каждом деле искать личную выгоду или выполнять очередное указание сверху приводит к тому, что на территории области свободно попираются как федеральные законы, так и просто здравый смысл. Так, амурские следователи преследуют ни много ни мало, экс-мэра Благовещенска Александра Мигулю. Вместе с бывшим градоначальником под суд попал и его заместитель Олег Габа, которому инкриминируют злоупотребление должностными полномочиями. Поводом для возбуждения дела против Габы, который ждет решения суда в сизо, стала история, развернувшаяся вокруг строительства в Благовещенске спортивного комплекса «Юность». В числе прочего, комплекс предполагалось оборудовать беговыми дорожками, стоимость строительства которых составляла, 5,5 миллионов рублей. Бывший гендиректор организации подрядчика ООО «Благдорстрой» Николай Поправко также заключен под стражу – он обвиняется в мошенничестве. По версии следствия он предоставил в мэрию бумаги, согласно которым дорожки были построены, хотя на самом деле это было не так. Олег Габа убедил бывшего начальника городского спортуправления подписать акты о выполнении работ, после чего финансовый отдел мэрии перечислил деньги на счет подрядчика. Вот уже 10 месяцев прошло с того момента, когда Габа 15 ноября 2010 г. был заключен в сизо. Его шеф, Александр Мигуля, объявлен в международный розыск. Где он находится сейчас неизвестно.
На днях стало известно, что Поправко заключил со следствием соглашение, то есть признал факт хищения и выразил готовность вернуть городскому бюджету те самые пять с половиной миллионов. Несмотря на это, Габа, вина которого теперь выглядит более чем призрачно, продолжает сидеть.
Вернемся к мэру в изгнании Мигуле. Его также обвиняют в превышении должностных полномочий. Против него 18 апреля 2011 года было возбуждено дело, согласно которому мэр подозревается в незаконной продаже земельного участка. Примечательно, что заявление на Мигулю поступило в прокуратуру 17 ноября 2009 года. То есть на то, чтобы «возбудиться», прокурорским понадобилось почти полтора года. А это значит, что процессуальные сроки вышли, и дело было заведено незаконно. Когда скандал вокруг этого недоразумения стал достоянием общественности, против Мигули завели новое дело. Теперь его обвиняют в том, что он приобрел на средства городского бюджета автомобильный мост через реку Чигири, после чего на счета прежнего собственника поступило 46,6 миллионов рублей. Оценить перспективы этого дела также трудно, как и у предыдущего. Для жителей Благовещенска совершенно очевидно, что прокуратура просто выполняет заказ «сверху». А чем еще можно объяснить странное бездействие следователей, реагирующих на заявления только через полтора года после их поступления. Тем более, что после своей отставки Александр Мигуля спокойно занимался общественной деятельностью в Москве и ни от кого не скрывался. Теоретически мог вернуться в Благовещенск, но эту возможность полностью исключили, объявив его в розыск.
Ни для кого в Благовещенске не является секретом, что Мигуля стал жертвой амбиций областных властей. До своей отставки мэр Благовещенска уверенно набирал популярность за счет реализации масштабных проектов, способных существенно повысить уровень жизни в столице области. Одним из таких проектов является строительство микрорайона «Северный». Он должен был обеспечить комфортным жильем 50 тысяч благовещенцев. С момента, когда итальянский архитектор разработал проект строительства, прошло более шести лет. Заложенный в торжественной обстановке «первый камень» зарастает бурьяном. Как и проложенные коммуникации.
Для тех, кто внимательно следит за событиями в Амурской области, очевиден тот факт, что уголовное преследование мэра началось тогда, когда обострились его противоречия с областным руководством. Региональные власти полностью контролирует местные правоохранительные органы, профессиональный уровень которых вызывает множество неудобных вопросов. При сложившейся в благовещенских силовых структурах ситуации, педофил может выйти на свободу, а вот фигуранты «заказных» дел, имеющих весьма туманные перспективы, испытывают на себе всю тяжесть суровой карающей руки закона.