Закат рубля вручную
Девальвация национальной валюты – это лишь одна из угроз, которые ждут российскую экономику
По прогнозам весьма серьезных исследователей, после президентских выборов, которые состоятся в марте будущего года, страна вступит в полосу новых экономических трудностей. Одним из следствий, возможно, станет девальвация рубля. Минэкономразвития в лице замминистра Андрея Клепача отчасти с этим согласилось: такое возможно, но лишь гипотетически. В частности, в случае падения цены на нефть до уровня 50–60 долларов за баррель и если отток капитала из России резко увеличится. Как отмечают независимые эксперты, второе условие уже выполняется. Что касается первого, то предпосылок для удешевления углеводородов появляется все больше. Однако, подчеркивают они, значительное падение курса рубля отнюдь не единственное зло, которое грозит нашей экономике. А главное – от нас самих мало что зависит.
Скорую девальвацию рубля предсказали аналитики Центра развития. Причин для подобной перспективы более чем достаточно. Во-первых, вялое восстановление российской экономики после кризиса. Во-вторых, несмотря на предпринимаемые правительством меры по улучшению инвестиционного климата, происходит отток капитала из страны, и это свидетельство того, что дела в России вести тяжело и отечественному, и иностранному бизнесу. В-третьих, появились первые признаки ускорения инфляции на товары длительного пользования. Сезонное замедление роста цен за счет фруктов и овощей не должно обманывать. И наконец, снижение склонности населения к сбережениям привело к разгону импорта, что создает опасность для стабильного платежного баланса в краткосрочной перспективе.
Заместитель директора Центра развития Валерий Миронов пояснил: у нас импорт растет на 40–45% в год, промышленное производство внутри страны – лишь на 5–6%, а ВВП – и того меньше, всего лишь на 4%. «То есть мы тратим все больше валюты на покупку чужих товаров, в то время как экспорт из России растет лишь на 5%», – отметил он. По мнению экономиста, ожидаемая девальвация, скорее всего, нагрянет в середине следующего года. Именно тогда скажется в полной мере увеличение расходов, в том числе на социальную сферу. Плюс к этому надо будет выплачивать дивиденды иностранным инвесторам, которые держат у нас свои производства. Наконец, к этому времени отток капитала дойдет до критического уровня, и это резко увеличит спрос на иностранную валюту.
По первоначальным прогнозам Минэкономразвития, отток капитала из РФ по итогам 2011 года может составить менее 30 млрд. долларов. Однако уже сейчас Центробанк, судя по некоторым заявлениям его представителей, похоже, готов этот прогноз скорректировать. Ведь в I квартале из страны уже «утекли» 21,3 млрд. долларов, во втором, по предварительным оценкам – еще 9,9 млрд. Так что годовая «норма», скорее всего, будет выполнена уже в первом полугодии, а может быть, и перевыполнена на 1–1,5 млрд. Финансовые власти надеются, что во втором полугодии отток удастся существенно сократить. Однако независимые эксперты придерживаются противоположной точки зрения: чем ближе выборы (и думские, и особенно президентские), тем хуже состояние неопределенности влияет на настроение бизнеса. Когда инвестор не знает, что будет завтра, он капиталы выводит, поскольку сам себе не враг. Так что одно из двух главных условий девальвации, определенных Минэкономразвития, уже активно выполняется.
Теперь о втором условии. «Если главы государств ЕС не смогут решить долговую проблему Европы, а США не найдут консенсус по лимиту долга, который будет действовать не полгода, а в течение длительного времени, то разразится очередной мировой финансовый кризис, – рассказал начальник аналитического отдела инвестиционной компании Денис Барабанов. – Как раз кризис и может повлечь за собой существенное падение цен на нефть, а Россия столкнется с необходимостью девальвации национальной валюты».
Однако девальвация – не единственное зло, с которым столкнется наша экономика. Даже если ее удастся избежать, стране грозят другие «углеводородные» вызовы. «Если цены на нефть упадут, то это моментально отразится на нашем валютном рынке, – рассказала аналитик макроэкономического сектора Александра Лозовая. – Начнутся проблемы с бюджетом, затем полетит и социалка, и все остальное. Вспомните кризис 2008 года, когда цены на нефть были выше 100 долларов за баррель, а затем резко опустились. Тогда рубль подешевел, но были и иные тяжелые последствия и для экономики, и для граждан. Если предположить, что нечто подобное опять произойдет с ценами на нефть, та ситуация повторится один в один. Фактически наша экономика зависит от того, что происходит вне наших границ, то есть от нас самих она вообще не зависит. Это фундаментальная проблема. При том что в остальном у нас в общем-то все в порядке: небольшой госдолг, минимальный дефицит бюджета, вполне прилично выглядят и другие показатели».
Слезть с нефтяной иглы в обозримом будущем у нас явно не получится. Но дело не только в нефти. Есть и другой сценарий. Некоторые эксперты предрекают, что следующий мировой кризис стартует как раз в странах БРИК (то есть в группе, в которую входят Бразилия, Россия, Индия и Китай), а вовсе не в Европе и США. Для нас, как и для других государств, входящих в это условное сообщество, характерен рост кредитования, постоянное повышение цен на жилье до уровня, намного превышающего доходы людей и прочие издержки роста. И все это может закончиться тем, что рынки недвижимости перегреются, а кредитно-ипотечный кризис, грянувший в феврале 2007 года в Америке, повторится совсем на других пространствах. Плюс ко всему под ударом сейчас Китай, у которого, как утверждают многие экономисты, уже начались проблемы с экономикой. Замедление темпов роста, по их мнению, чревато стагнацией и падением. А именно эта страна – один из важнейших наших торговых партнеров.
Аналитик инвестиционной компании Максим Лобода напоминает о том, что мы торгуем не только нефтью, мы вообще очень экспортозависимы. «Если самые трагичные сценарии в Европе и США оправдаются, то, уверяю вас, будет нам не до девальвации и прочих полумер, – уверен он. – Произойдет паралич всей мировой финансовой системы». По прогнозам эксперта, произойдет резкое снижение торговли не только энергоносителями, но и лесом, металлами и прочими товарами, которые мы вывозим и за счет чего наполняем бюджет. И приведет это к тому, что «даже 2008 год покажется нам цветочками». При этом спрос на наш экспорт упадет не только со стороны европейских стран, но и со стороны того же Китая.
Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов тоже убежден, что российской экономике так или иначе придется пройти очередные испытания, и неизвестно, что из этого выйдет. Однако он полагает, что случится это не в 2012–2013-м, а, скорее всего, в 2015–2016 годах. «Реализуемая в настоящее время модель поддержания социальной сферы может плачевно сказаться в будущем, поскольку из-за снижения темпов роста не только нашей экономики, но и мировой в целом нам будет просто неоткуда брать средства для формирования бюджета, – уверен ученый. – Ко всему прочему ни привыкшие к государственной поддержке крупные предприятия, ни инвестиции в науку и инновационные проекты пока что не могут стать существенной статьей дохода для российского бюджета, а альтернативы энергоносителям так и не найдено».
По мнению ведущего сотрудника Центра развития Андрея Чернявского, из-за недостатка бюджетных средств, который, скорее всего, будет только нарастать, российскому правительству придется предпринять крайне непопулярные меры: резко увеличить акцизы на табак и алкоголь, повысить налоги, сократить финансирование на нужды поддержания и развития человеческого капитала, социальную политику. И все это будет происходить (и уже происходит) на фоне стабильного увеличения расходов на оборону и силовые ведомства. По прогнозам Центра развития, к 2014 году доля финансирования силового блока по сравнению с показателями нынешнего года увеличится на 8% до 33,2%, в то время как средства, выделяемые на поддержку экономики и регионов, сократятся на 10% и составят лишь 15,5% от госрасходов.
Увы, любой из этих сценариев печален. Кризиса, если верить весьма авторитетным экономистам, не избежать. Вопрос только в том, когда он грянет и насколько сильно ударит по россиянам. Что ударит, практически ни у кого нет сомнений. Плохо то, что от нас самих, как было сказано, очень мало зависит. А значит, пути спасения придется искать не нам, ожидая, что кто-то бросит спасательный круг. Кто – пока неизвестно…