Шенген почти не виден
Россия не станет частью безвизовой Европы, потому что сама «Европа без границ» может скоро исчезнуть
На пресс-конференции в Сколково президент Дмитрий Медведев высказался за установление безвизового режима со странами ЕС. «Если мы действительно очень активно работаем с нашими европейскими партнерами, если у нас существует с ними, по сути, единое экономическое пространство, было бы вполне логично, чтобы мы с ними вышли и на единое безвизовое пространство», – считает глава Российского государства.
Между тем в Европе набирает силу другая тенденция: не расширение безвизового пространства, а его сокращение. Под вопрос поставлено даже существование уже действующего Шенгенского соглашения о безвизовом режиме между европейскими странами. Что ждет Шенген? Что придет ему на смену, если «Европа без границ» перестанет существовать? Каких «сюрпризов» следует ожидать российским гражданам, посещающим Европу?
Последний раз тема безвизового режима на переговорах с представителями ЕС была поднята во время визита премьер-министра Владимира Путина в Швецию в конце апреля. Он упрекнул шведские власти за то, что они не отменяют визы для российских туристов, приплывающих в Стокгольм, несмотря на то что Россия отменила визы для европейцев, которые паромами прибывают в Санкт-Петербург. В ответ его коллега шведский премьер-министр Фредерик Райнфельд дипломатично заметил, что ответить любезностью на любезность его страна не вправе. «Швеция в принципе за устранение визовых препятствий, но вопрос решается ЕС на консенсусной основе», – подчеркнул он. Но пока Европа не может найти консенсус даже относительно существующей безвизовой зоны, что уж говорить о ее расширении.
«История болезни» Шенгена
Первый удар по «Европе без границ» пришел из Северной Африки, откуда, после череды революций, устремился поток беженцев в Европу. Это заставило правительства ведущих европейских государств всерьез задуматься о пересмотре Шенгенского соглашения. Эта тема, прежде считавшаяся абсолютным «табу» для обсуждения, 26 апреля была поднята на двустороннем саммите президентом Франции Николя Саркози и премьер-министром Италии Сильвио Берлускони. Второй удар по Шенгену нанесла Дания, которая 11 мая ввела выборочные таможенные проверки, что раскололо Европу. С резкой критикой решения датских властей выступила, например, Германия. Тем не менее 13 мая на закрытой встрече министров внутренних дел Евросоюза 15 из 27 ее участников фактически поддержали Данию.
Они достигли принципиального согласия в вопросе о необходимости разрешить участникам Шенгенского соглашения временно восстановить пограничный контроль на национальных границах, однако только в исключительных случаях. Но какие случаи следует считать исключительными и что иметь в виду под «пограничным контролем» – министры не договорились. Ожидается, что этот вопрос будет решен в ближайшее время, в ходе ряда международных переговоров, главными из которых будет встреча премьер-министров стран ЕС 24 июня в Люксембурге.
«Что бы там ни решили, даже сам факт обсуждения этой темы на высшем уровне свидетельствует о том, что Шенген в том виде, в котором он есть, может не просуществовать долго. Само соглашение останется, но будет реформировано», – сказал член Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. О том, что Шенген в результате реформ не исчезнет, говорят и европейские политики. «Если вы можете улучшить систему Шенгена, это хорошо, и вы должны это сделать. Но свобода передвижения в Европе – это достижение, которое не должно снова стать предметом обсуждения», – заявил глава МИД Германии Гидо Вестервелле.
Датский опыт или финское предложение?
Итак, какую же реформу Шенгенского соглашения могут одобрить европейские власти? Первый напрашивающийся вариант: распространение датского опыта на другие страны. В этом случае россиянам, путешествующим по странам Шенгенского соглашения, нечего опасаться неудобств: их просто не будет. 1-й секретарь посольства Дании в России Ульрик Бирк-Петерсен посетовал на то, что в Европе уже появились искаженные представления о мерах, которые ввели датские власти 11 мая. «Они касаются только наших границ с Германией и Швецией. Но и там речь не идет о тотальных проверках и досмотре всех пересекающих границу. Просто работники таможни получили право проверять подозрительные автомобили», – отметил он.
При этом даже такой таможенный контроль не касается морского сообщения. Так, проверок избегают пассажиры паромов из Прибалтики, которыми очень часто добираются до Дании наши соотечественники. Не случайно с 11 мая не зафиксировано снижения потока российских туристов в эту страну. «Массовых отмен туров в Данию нами не зафиксировано», – констатировала пресс-секретарь российского Союза туриндустрии Ирина Тюрина.
Кроме того, меры, подобные тем, что были введены в Дании, чисто технически несложно отменить, как только отхлынет страх перед наплывом нелегалов из Северной Африки. Это тоже должно склонить власти европейских государств к датскому варианту. Ведь многие в Европе понимают, что проблему миграции путем усиления контроля за границами не решишь. «Было бы более уместным сконцентрироваться на разработке политики социальной интеграции, а не исключения мигрантов из общества», – заявила профессор университета Катании (Италия) Стефания Панебьянко.
Правда, датский вариант реформирования Шенгена является не единственным. Например, Тимо Сойни, лидер финской партии «Истинные финны», занявшей третье место в ходе недавних выборов в Финляндии, предлагает дать европейским государствам право самим решать, в каком объеме следовать безвизовым соглашениям. Мол, раз уж договорились о том, что из Шенгена можно выходить в связи с экстренными случаями, надо дать странам самим решать, какой случай является экстренным. И, разумеется, не должно быть никакого расширения безвизового пространства. Как выразился лидер «Истинных финнов», «в Европе итак слишком мало места». Конечно, такие, как Сойни, несмотря на несомненные успехи антиимигрантских партий, все еще не могут в одиночку решать, каким путем идти Евросоюзу. Однако несомненно, что идеи, подобные тем, что он высказывает, находят понимание у многих европейцев, с чем не могут не считаться власти европейских государств. О том, что безвизовому режиму с Россией не все в Европе будут рады, недавно напомнил и Европол. В своем докладе он рекомендовал не расширять безвизовое пространство, так как это может способствовать росту преступности в ЕС.