Тревожный пассажир
В фантастическом триллере "Исходный код" Джейк Гилленхол играет бывшего военного пилота, внезапно просыпающегося в пригородной электричке неподалеку от Чикаго в теле постороннего мужчины. Вскоре выясняется, что это не просто такое сложносочиненное похмелье, а часть секретной миссии, в ходе которой герою нужно найти террориста, подкладывающего бомбы в поезда, и предотвратить следующий взрыв. Операция эта не обычная, а экспериментальная, и проводится в рамках новой правительственной научной программы под названием "Исходный код".
Первое, что видит герой Джейка Гилленхола, очнувшись у окна вагона от гудка встречного поезда,— сидящая напротив симпатичная попутчица (Мишель Монахан), которая, похоже, давно с ним знакома и называет его чужим именем, хотя он ее совершенно не узнает. Герой пытается объяснить девушке, что она принимает его за кого-то другого и называет свое настоящее имя, но она только смеется: ладно, мол, прикалываться. То, что шутки кончились, герой в полной мере осознает, когда уединяется в туалете и видит в зеркале довольно противную незнакомую рожу, она же изображена у него на правах. Пока герой, которому коварным образом подменили внешность, пытается отвязаться от своей прилипчивой попутчицы, настойчиво пытающейся его успокоить, появляется еще более веский повод для волнений — в поезде раздается первый взрыв. После этого в соответствии с придуманной компетентными органами программой герою приходится понемногу перемещаться назад во времени, отыскивая среди пассажиров поезда тех, кто может дать наводку на злоумышленника, и тщательно приглядываться ко всему, что попадается ему на глаза — ведь любая незначительная мелочь, вроде кофе, нечаянно пролитого какой-то женщиной на ботинок герою, на самом деле может оказаться уликой.
"Исходный код" — вторая картина 40-летнего англичанина Данкана Джонса (сына Дэвида Боуи), весьма оригинально дебютировавшего два года назад в кинорежиссуре фильмом "Луна 2112" про одиночество лунного астронавта. Новый фильм — довольно решительный переход от формального эксперимента, каким являлась "Луна", к жанровому мейнстриму с гораздо более весомым бюджетом и, следовательно, с меньшей степенью режиссерской независимости, а также от статичной стилистики фильма, в котором очень мало что происходит, в противоположную сторону — к истории, суть которой составляет постоянное, не прекращающееся ни на секунду движение, как в пространстве, так и во времени. По словам самого Данкана Джонса, он прекрасно отдавал себе отчет в том, что сотрудничество с большим Голливудом неминуемо ведет к творческим компромиссам, но, с его трезвой точки зрения, режиссеру, желающему в дальнейшем делать авторское кино, все равно не повредит знакомство с тем, как работает студийный, продюсерский механизм кинопроизводства. К тому же, как свидетельствует "Исходный код", личное, несущее отпечаток неповторимой авторской индивидуальности, отношение к материалу возможно при любых исходных условиях — не только в артхаусе, но и в более жестких рамках зрительского кинематографа.
Впрочем, "Исходный код" — кино для специального зрителя, не для подростков, а для тех, кто способен распознать в сценарии Бена Рипли мотивы как Филиппа К. Дика, так и Альфреда Хичкока, и кто способен увидеть сходство между первым и вторым фильмом Данкана Джонса. Герой Джейка Гилленхола так же одинок, как персонаж Сэма Рокуэла в "Луне", и находится в такой же безнадежной на первый взгляд ситуации, к тому же если в "Луне" одинокий астронавт оказывался клоном, то в "Исходном коде" мы тоже имеем дело с не совсем настоящим человеком, выполняющим функции чужого аватара. Так что от своей любимой темы потери и поиска собственной идентичности Данкан Джонс и в коммерческом кино не отступает — хотя охота за злоумышленником-бомбистом и составляет сюжетный каркас фильма, для этого режиссера более важны отношения между людьми, и главным для него по-прежнему остается не технология, а психология.
В прокате с 24 марта