Футболиста били на вылет
Черногорский игрок пожаловался в FIFA и UEFA на насилие в Кубани
В российском футболе разгорается громкий скандал. Как стало известно, выступавший за команду премьер-лиги "Кубань" черногорец Никола Никежич обратился к руководителям Международной футбольной федерации (FIFA) и Союза европейских футбольных ассоциаций (UEFA) с требованием применить жесткие санкции к его бывшему клубу, президентом которого является губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Как следует из письма господина Никежича, футболиста силой, угрожая оружием, заставили разорвать действующий еще год контракт с "Кубанью".
В письме, оказавшемся в распоряжении "Коммерсанта", бывший футболист "Кубани" Никола Никежич просит президентов FIFA и UEFA Зеппа Блаттера и Мишеля Платини принять меры в связи с событиями, которые произошли с ним 7 марта в Краснодаре. Из этого документа следует, что игрока силой заставили разорвать контракт, истекающий через год.
"15 марта 2010 года я подписал двухлетний контракт с командой "Кубань". В первый же год я помог клубу выйти в премьер-лигу, забив четыре мяча и отдав три передачи. Однако на предсезонные зимние сборы с главной командой меня не взяли, объявив, что в моих услугах клуб не нуждается. Мне предложили разорвать контракт, но я отказался",— рассказывает в письме господин Никежич. Футболисту, по его словам, составили индивидуальный график тренировок, включавший в себя только двухчасовую пробежку вокруг поля два раза в день, и продолжали настойчиво предлагать разорвать контракт. "Я был готов сделать это, если бы менеджмент "Кубани" нашел мне новый клуб. Но они не отпускали меня даже на просмотр в другие команды, без чего я не мог заключить соглашение",— описывает ситуацию Никола Никежич.
После серии отказов черногорский футболист собирался подключить к переговорам своего агента, но игрока вызвали на клубную базу. "В холле меня встретил один из тренеров клуба — Николай Хлыстунов — и предложил пройти к нему в номер. Там он вновь предложил подписать бумаги о добровольном разрыве контракта. Я сказал, что не сделаю этого и дальнейшие переговоры намерен вести только в присутствии своего агента",— пишет господин Никежич.
Как утверждает Никола Никежич, после этого в комнату вошли "двое крепко сложенных мужчин" и тренер тут же ретировался, оставив их "троих наедине". Господин Никежич рассказывает, что один из этих мужчин стал агрессивно совать ему в лицо бумаги и требовал их подписать. Получив отказ, он ударил футболиста по печени и повторил свое требование. Услышав очередное "нет", второй мужчина снял пиджак, под которым висели два пистолета в кобуре, а первый в это время нанес очередной удар по печени. Повалив господина Никежича на пол, оба продолжали его избивать и душить. "Это длилось примерно минут двадцать, после чего я, окончательно обессилев и испугавшись за свою жизнь, подписал неизвестные мне документы,— рассказывает игрок.— Напоследок, уже уходя, один из них сказал, чтобы я не дурил и никуда не обращался, пригрозив, что меня и мою семью найдут и в Черногории, где проживает много русских: у них есть там связи".
Историю, рассказанную в письмах на имя господ Блаттера и Платини, Никола Никежич подтвердил и вчера. "Я профессиональный футболист, выступал во Франции и Словении и даже подумать не мог, что такое вообще может произойти. Дико было уже то, что меня заставляли бегать по кругу в Краснодаре при -10°C, в то время как команда готовилась на сборах в Турции. Даже сотрудники базы мне сочувствовали. А уж то, что произошло в комнате одного из тренеров, даже вообразить трудно. Я действительно думал, что меня могут сделать инвалидом. По крайней мере они не переставали это повторять",— заявил господин Никежич. По словам игрока, он пребывал в шоковом состоянии, но, несмотря на угрозы, все-таки отважился обратиться в международные футбольные организации. "Я решил идти до конца. Веры в справедливое разбирательство дела Российским футбольным союзом у меня нет, поэтому после консультаций с представителями Профсоюза игроков и тренеров я сразу обратился в FIFA и UEFA. Без последствий такое оставлять нельзя, поэтому я буду добиваться санкций в отношении клуба",— добавил черногорец.
В Краснодаре письмо Николы Никежича вызвало удивление. Так, пресс-атташе "Кубани" Вячеслав Иванов назвал историю, описанную футболистом, "невероятной". "Я не могу себе это представить. Я сам общался с Николой, когда он не попадал в состав. Он говорил, что все нормально — будет искать себе новый клуб. Ведь он легионер, да и контракт у него был немаленький, поэтому, как я понимаю, тренерский штаб решил сделать ставку на других и не взял Никежича на сборы",— рассказал господин Иванов.
Генеральный директор "Кубани" Сурен Мкртчян вчера не отвечал на телефонные звонки. А пресс-секретарь губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, занимающего должность президента ФК "Кубань", Владимир Пригода сообщил, что ему об истории с избиением Николы Никежича "ничего не известно".
Как будет развиваться ситуация дальше, предположить довольно трудно. В дисциплинарных регламентах FIFA, UEFA и Российского футбольного союза (РФС) просто отсутствуют статьи, описывающие подобные инциденты. Но генеральный секретарь Профсоюза футболистов и тренеров, известный спортивный юрист Николай Грамматиков предположил, что "санкции могут быть суровыми". "Судя по всему, это не единственный случай давления на игроков в командах российской премьер-лиги. Вообще, удивительно, как клуб с декларируемым бюджетом $30 млн считает возможным применять силу по отношению к футболистам, когда речь идет о мизерных по сравнению с ним суммах? В любом случае, на мой взгляд, вся эта история может стать хорошим тестом для РФС — показать, готовы ли там соблюдать придуманный в прошлом году президентом организации Кодекс чести или он лишь пустые слова",— добавил господин Грамматиков.