"Письмо пятидесяти" потеряло еще двух авторов
Артисты отказались от обращения против Ходорковского
Скандал вокруг так называемого «письма пятидесяти», появившегося летом 2005 года, набирает новые обороты. Ряды деятелей культуры и науки, подписавших обращение, оправдывающее суровый приговор экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому, с каждым днем редеют. Так, стало известно, что от своих подписей под этим обращением отказались певица Надежда Кадышева и заслуженная артистка РСФСР Светлана Светличная.
Ранее свои подписи под «Обращением деятелей культуры, науки и представителей общественности в связи с приговором, вынесенным бывшим руководителям НК ЮКОС» отозвали балерина Анастасия Волочкова, певец Александр Буйнов, олимпийская чемпионка Ирина Роднина, народный артист СССР Владимир Зельдин и ведущий кардиохирург Лео Бокерия. Сегодня под вопросом также оказалась подпись заслуженного деятеля искусств РФ Валентина Юдашкина и директора Музея ГУЛАГа, историка Антона Антонова-Овсеенко.
После демарша Анастасии Волочковой и отказа от своей подписи под коллективным письмом творческой интеллигенции, в котором фактически оправдывался жесткий приговор Ходорковскому, ряды отступников начали пополняться. Сразу после Волочковой отозвал свою подпись Александр Буйнов, назвав подписание этого обращения «безумным поступком, за который стыдно».
Вчера советская актриса Светлана Светличная призналась, что от своей подписи не просто отказывается, а вообще впервые о ней слышит: «Я узнала о том, что моя подпись стоит под этим письмом, примерно месяц назад. Мне позвонил какой-то мужчина и спросил меня, правда ли я подписала письмо против Ходорковского. Естественно, я ничего не подписывала, потому что вообще в такие игры не играю». Также актриса отметила, что ей чисто по-человечески жаль Михаила Ходорковского.
Известная певица Надежда Кадышева сообщила, что тоже ничего не имеет против Ходорковского и отрицает, что ставила свою подпись: «Меня попросили подписать какой-то документ, как я поняла, чисто формальный – за справедливость судебной системы. Возможно, речь идет о нем? Но ничего против Ходорковского я никогда не подписывала».
Также «НГ» удалось дозвониться до историка Антона Антонова-Овсеенко, чья подпись тоже значится под обращением. Собеседник не отказался от своей подписи, но сообщил, что «подписывал совсем другое письмо». Кроме того, Антонов-Овсеенко отметил, что сочувствует Ходорковскому.
В пресс-службе кутюрье Валентина Юдашкина сказали, что «ни о каком письме против Ходорковского не слышали и вряд ли Юдашкин его подписывал, поскольку он вообще очень далек от политики». Ранее от своих подписей под обращением пятидесяти представителей элиты страны, опубликованном в 2005 году в газете «Известия», также отказались знаменитый хирург Лео Бокерия и народный артист СССР Владимир Зельдин.
Первой от «письма пятидесяти» отреклась в 2009 году олимпийская чемпионка Ирина Роднина. Спортсменка сообщила, что также ничего не подписывала, а на момент составления письма и сбора подписей была в Сингапуре.
Источник «Независимой газеты» в руководстве «Единой России» вообще отрицает причастность партии к этому письму, а общественным деятелям, отказавшимся от своих подписей под ним, советует не подписывать больше то, в чем не уверены.
Официально пресс-служба «Единой России» эту информацию комментировать отказалась.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин связывает массовый отказ от своих подписей представителей творческой и научной интеллигенции с изменением отношения общества к Ходорковскому: «Теперь выступать против него стало уже как-то неприлично даже среди тех, кто не принадлежит к либеральной оппозиции. Сейчас Ходорковский воспринимается не как опальный олигарх, а как общественный деятель, ведущий переписку с Борисом Акуниным и Людмилой Улицкой, и страдающий за идею принципиальный человек».
Наиболее предсказуемая, по мнению Макаркина, позиция «Единой России» относительно этого письма – простое «отрицание своей к нему причастности и попытка представить его как акт гражданской активности». Также, по мнению собеседника «НГ», «партия власти постарается сделать все возможное для того, чтобы документ канул в Лету, и, вероятнее всего, они откажутся как-либо комментировать массовый отказ известных людей от своих подписей под данным обращением».