Путин не вспомнил о президенте
Послание Медведева не нашло отражения в выступлении лидера партии власти
В Хабаровске завершилась очередная межрегиональная конференция «Единой России». Обсуждалась программа развития Дальнего Востока в 2010–2012 годах. На итоговом заседании выступил председатель правительства России и лидер партии власти Владимир Путин. Он предстал перед жителями страны как самый настоящий социальный лидер. Интересно, что в пространном и подробном докладе премьера не нашлось ни одного повода для того, чтобы упомянуть недавнее Послание президента. Одно из объяснений этой ситуации заключается в том, что последнее Послание Дмитрия Медведева готовилось без согласования с правительством. Мнения представителей партий были весьма разнообразны: от размышлений о росте противоречий в тандеме до настойчивого призыва не придавать значения такой мелочи.
Межрегиональная партийная конференция Дальневосточного федерального округа, организованная «Единой Россией», закончилась вчера выступлением премьера Владимира Путина и его многочасовым диалогом с участниками мероприятия. Обсуждались как стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока до 2020 года в целом, так и программа на 2010–2012 годы в частности. Таким образом, ЕР продолжила выполнять свои оглашенные в конце прошлого года планы до начала избирательной кампании 2011 года провести партийные форумы во всех федеральных округах страны. Главной новостью с нынешней партконференции должны были стать оценки Путиным недавнего Послания президента Федеральному собранию и, возможно, очередной вариант его ответа на вопрос, что он будет делать в 2012 году. Тем более что глава высшего совета ЕР Борис Грызлов, выступавший накануне, почву для партийного лидера подготовил. В своей речи он, с одной стороны, поспорил с президентским тезисом о том, что партия власти «забронзовела». Но с другой – проанализировал все Послание с точки зрения перспектив его выполнения именно руками единороссов.
Так вот, оказалось, что Путин к проблеме 2012 года вчера решил вовсе не обращаться. Однако самое удивительное, что на протяжении четырех с лишним часов общения с однопартийцами он не нашел ни одного повода для того, чтобы хотя бы несколько слов сказать о таком важном для страны событии, как ежегодное Послание президента Федеральному собранию. Которое к тому же случилось буквально на днях – 30 ноября. Премьер с первых минут жестко сформулировал цель собрания: «По сути, мы формируем региональную компоненту Стратегии развития России до 2020 года, долгосрочного плана развития страны». Далее он перечислил всех, на кого в этой работе «Единая Россия» опирается, – и на общественность, и на бизнес, и на собственно партийные структуры, и на региональную власть. Но о Послании опять ничего не сказал. И тем самым нарушил им же и заложенную традицию на каждом осеннем партийном форуме заявлять о полной поддержке президентского взгляда на развитие России.
Например, в 2008 году X съезд прошел сразу после первого Послания Медведева. Путин это отметил. «И, очевидно, предстоит провести в жизнь инициативы, прозвучавшие в Послании президента Российской Федерации. Наша партия поддерживает предложения Дмитрия Анатольевича Медведева по совершенствованию политической системы, борьбе с коррупцией, созданию кадрового резерва, развитию социальной сферы» – вот так тогда напутствовал он свою партию. В 2009 году очередной – XI – съезд ЕР тоже не остался без ссылки на президента. Хотя она уже и стояла ближе к середине путинского доклада об успехах борьбы правительства с кризисом. «В Послании Федеральному собранию президент Российской Федерации Дмитрий Медведев поставил вопрос о необходимости всесторонней модернизации. Обозначил пять ключевых направлений данной работы, говорил о такой задаче, как преодоление хронической отсталости, переход страны на новую, более высокую ступень развития» – так премьер коротко рассказал о президентском призыве к всеобъемлющей модернизации.
И хотя в этом году единороссы съезд не проводят, однако затронуть тему Послания премьеру позволял и формат региональной конференции в Хабаровске. Тем более что поводов у него было предостаточно. А между тем сложилось впечатление, что премьер все же спорил с президентом. Например, он высказал явно отличное мнение по поводу застоя в политике: «Мы с вами действуем в условиях политической конкуренции и, естественно, сталкиваемся с критикой со стороны наших оппонентов, причем обоснованная, аргументированная критика, безусловно, полезна и позволяет избежать многих ошибок». Эта часть путинской речи прямо-таки просит продолжения – мол, именно об этом недавно говорил и президент.
Или, например, премьер объявил, что для Дальнего Востока одна из ключевых социальных задач – это ликвидация дефицита мест в детских садах. Он напомнил, что здесь уже действует соответствующий партийный проект. Но ни словом не обмолвился, что Медведев в своем Послании потребовал от властей всех уровней решить эту же проблему. Да и когда Путин говорил о модернизации средней школы, он почему-то опять не сослался на инициативы президента. Высказался Путин и на тему экологии – этот вопрос президент выделил одним из главных в своем третьем Послании. Премьер выразил обеспокоенность тем, что альтернативные виды энергии не всегда являются экологически чистыми. «Вот ветряки, которые очень распространены в европейских странах, – казалось бы, совсем экологически чистый вид энергии. А между тем, это не так – они птиц убивают. Там такая вибрация – червяки на поверхность вылезают. Я уже не говорю про всяких там кротов», – аргументировал премьер. По сути дела, Путин нашел новые аргументы для использования традиционных энергоресурсов нефти и газа, являющихся основными источниками пополнения государственной казны. Сложилось даже впечатление, что, несмотря на президентские призывы к модернизации, премьер все же продолжает делать ставку на сырьевой характер экономики, как более прибыльный. Имя президента было, правда, во время общения Путина с единороссами однажды все-таки названо – при рассказе о том, как тандем вместе показывал Сильвио Берлускони новый самолет. Интересна и вот какая деталь: в своем Послании Дмитрий Медведев пытался освоить роль социального президента, близкого людям. Насколько ему это удалось, можно спорить. А вот премьеру и доказывать не пришлось, что он близок к народу. Во время пленарного заседания он сочувствовал оленеводам и малым народам Севера, выражал готовность помогать предпринимателям. И тут же собственно требовал ответов на чаяния граждан от чиновников правительства и губернаторов. Заметно было, что достаточное число вопросов, заданных Путину, были спонтанными, когда так случалось, премьер искренне призвался, что собеседники поставили его в тупик и обещал во всем лично разобраться.
По данным различных источников, согласования текста Послания между аппаратами двух лидеров практически не было. Подтверждением чему является, в частности, отсутствие вытекающих из документа поручений в адрес различных уровней и органов власти. Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов уверен, что забывчивость Владимира Путина действительно выглядит «демонстративной». Он, впрочем, считает ее показательной и связанной прежде всего с тем, что «Медведев в последнее время стал как-то более определенно говорить о своих планах на 2012 год». Обухов напомнил, что раньше существовала такая наука, как «кремленология», и вот теперь, похоже, ее нужно снова возрождать. А вот замруководителя думской фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов явно считает эту отрасль знаний лженаукой. «Слишком многие выдают желаемое за действительное», – отметил он. По его мнению, отношения в тандеме настолько крепки и доверительны, что президент и премьер все разночтения, разногласия и, может быть, противоречия решают, как говорится, в рабочем порядке. «Они вон вместе в бильярд гоняют, так что там все и могут порешать». В свою очередь, либерал-демократы считают, что разбирательства внутри «Единой России» народ волновать не должны. Депутат из ЛДПР Сергей Иванов заявил, что «у нас своя партия, свой кандидат, а это их дела». По его мнению, имя и фамилия кандидата от партии власти на самом деле не имеют большого значения.