"Шлейф" тянется
Что будет с политическим и бизнес-наследием Юрия Лужкова
Имя будущего мэра Москвы уже объявлено, а споры о наследии экс-мэра Юрия Лужкова и не думают утихать. В минувшие выходные телеканал «Россия 1» дал понять, что информационная кампания против бывшего столичного градоначальника не свернута. В эфир был выпущен фильм «Шлейф» журналиста Аркадия Мамонтова, известного, в частности, своими разоблачительными телесюжетами о связи российских правозащитников с британской разведкой, а участников «Маршей несогласных» - с госдепом США. Лужков «не любил Москву и ее жителей», утверждалось в «Шлейфе», город оказался в руках супруги экс-мэра Елены Батуриной, а вице-мэр Александр Рябинин выполнял роль лоббиста интересов «Интеко» в правительстве Москвы.
На фоне подобных откровений недвусмысленным предупреждением прозвучали слова президента Дмитрия Медведева о московской коррупции, затрудняющей ведение бизнеса в столице. «В ряде случаев использовались такие схемы, которые как минимум нужно проверить на соответствие законам», - сказал глава государства на встрече с Сергеем Собяниным перед внесением его кандидатуры на пост столичного градоначальника.
Как ни осторожны в оценках представители экспертного сообщества, опрошенные корреспондентом «Времени новостей», однако все они признают: речь, очевидно, идет о переделе сфер влияния в столице с приходом нового градоначальника. Спорить можно, пожалуй, только о масштабах надвигающихся перемен и о том, с какой скоростью они произойдут.
«Власть пока сама не определилась, заинтересована ли она в масштабном переделе собственности, в сохранении статус-кво или в передаче активов другим игрокам», - считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Он отмечает, что главным лужковским наследием в столице остаются «кадры и финансовые потоки». И если кадровые перестановки наверняка произойдут уже после инаугурации Сергея Собянина, то с финансовыми потоками не все так однозначно. «Сам по себе факт контроля над большими деньгами является сильным коррупционным фактором, - подбирает корректные формулировки г-н Виноградов. - Но я пока не вижу готовности властей производить глубокие изменения в этой сфере».
Обновления кадров ждет и генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, причем обновления «очень мощного», но вместе с тем «аккуратного и постепенного». «На первом этапе нужно избавиться от символических фигур, прочно связанных с Лужковым и ставших притчей во языцех, или от явно коррумпированных деятелей», - считает эксперт. Однако г-н Орлов четко называет тех, кого на «переходный период» никак нельзя увольнять, «чтобы не потерять управляемость системы». В его глазах такие «временно незаменимые» фигуры - это глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин, а также первые заместители мэра Людмила Швецова и Юрий Росляк. «Позже должна быть проведена инвентаризация полномочий чиновников и активов Москвы, - считает г-н Орлов. - Город приобрел огромное количество долей в акционерных обществах, были интересы на Украине и в Абхазии, огромные медийные активы. Надо понять, нужно ли это городу». Однако эксперт подчеркивает, что это должна быть «не кампания, а системная работа».
Более резок в оценках независимый политолог Дмитрий Орешкин. «У нас благосостояние, в том числе и ведущих корпораций, сильнейшим образом зависит от политической крыши, - замечает он. - Как только Лужков теряет политический статус, его бизнес переживает угрозу рейдерского захвата». По мнению политолога, если экс-мэру не удастся защититься политическими методами, то придется «или выводить активы, прятать их от передела, или позиционировать себя в Европе как жертву политических репрессий». «Может быть, он просчитывал последний вариант, делая жесткие политические заявления», - осторожно предполагает г-н Орешкин. При этом он не сомневается, что «серьезные последствия ожидают и Лужкова, и членов его команды», причем процедура будет «не юридическая, а политически-воспитательная».
Впрочем, эта «воспитательная» процедура, очевидно, не коснется самого свежего политического проекта экс-мэра - актуального состава Мосгордумы, которая была избрана в октябре 2009 года, причем голосование сопровождалось беспрецедентным числом жалоб и скандалов. Сразу после отставки г-на Лужкова представители «Справедливой России» подали иск о признании результатов выборов недействительными. Но вряд ли этот проект осуществим.
Правда, в опубликованном в конце минувшей недели интервью онлайн-газете «Взгляд» даже первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков признал, что выборы в Мосгордуму в октябре 2009 года «прошли не без некоторых нарушений». Тем не менее, по его словам, «городской законодательный орган абсолютно легитимен». Зато г-н Сурков напоминает, что к следующим выборам по новому закону число депутатов МГД увеличится с 34 до 45-110 человек, причем в городском парламенте будет представлено «три-четыре-пять фракций».
«Мосгордума обладает достаточной легитимностью, но недостаточно представительна, так как кампания проходила специфическим образом, с ориентацией на снижение явки», - отмечает в свою очередь Дмитрий Орлов. Он также полагает, что новый созыв городского парламента будет более представительным, но подчеркивает, что речь идет исключительно об очередных выборах.
«Было бы правильнее Думу оставить, потому что если ее распустить, то станет слишком очевидно, что исполнительная власть доминирует над законодательной, - высказывает свой аргумент против роспуска Дмитрий Орешкин. - Впрочем, если Сергей Собянин почувствует, что Дума в нынешнем составе ему мешает, то распустить ее при желании будет несложно».