Рейдер-охотнорядец
Депутат Госдумы Ашот Егиазарян стал главной фигурой рейдерского скандала
Несколько дней назад в Генпрокуратуру поступило заявление Виталия Смагина, в котором он обвинил Ашота Егиазаряна в хищении принадлежавших бизнесмену 20% акций владевшего «Европарком» ЗАО «Центурион альянс».
«Европарк» строился в начале 2000-х годов на кредитные средства, взятые застройщиком у «Сбербанка» и из других источников. На тот момент 80% акций «Центуриона» принадлежали напрямую юрлицам, подконтрольным Ашоту Егиазаряну и его соратнику, управляющему ООО «Даев Плаза» Дмитрию Гаркуше, а 20% процентов — Виталию Смагину как физическому лицу.
По словам Виталия Смагина, 20-процентный пакет акций был использован Ашотом Егиазаряном в качестве залога в Deutsche Bank под кредит в размере 87,5 млн долл, выданных структуре, подконтрольной Егиазаряну, на реконструкцию гостиницы «Москва (подробнее о бизнес-скандалах с участием г-на Егиазаряна см. справку в конце статьи).
В 2006 году Егиазарян, испытывавший определенные трудности по проекту «Гостиница «Москва», предложил Смагину следующее. Смагин передает Егиазаряну 20% акций «Центуриона» для залога в Deutsche Bank, поскольку для получения кредита необходимо передать в банк в качестве залога консолидированный пакет акций «Центуриона» и все имущество «Европарка».
При этом Егиазарян рассказал Смагину, что якобы Deutsche Bank уже утвердил генеральную финансовую схему передачи активов в залог: акции переходили в собственность специально зарегистрированной на Кипре компании «Доралин», которая, в свою очередь, принадлежит фирме «Тафтс», зарегистрированной в оффшоре на Британских Виргинских островах. Причем акции в «Тафтс» будут распределены между акционерами так же, как и в «Центурионе»: 80 у Егиазаряна с Гаркушей и 20 у Смагина.
Никто ничего те теряет, уверял компаньона Егиазарян. Более того, гарантом обязательств будет сам Deutsche Bank, куда перейдет на временное хранение доля Егиазаряна в «Тафтс». Если проект по каким-либо причинам не будет реализован так, как задумывался, Смагин в любом случае получит компенсацию, получив право на продажу пакета акций Егиазаряна в «Тафтс».
Однако, когда в июне 2009 г. Следственный комитет при МВД РФ 1 возбудил уголовное дело по ч. 4 статьи 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество) в отношении лиц, незаконно завладевших 87,5 млн долл. при проведении реконструкции гостиницы «Москва», а Deutsche Bank потребовал вернуть ему кредит, выданный на этот проект, Виталий Смагин решил выяснить судьбу ценных бумаг «Центуриона», переданных в залог Deutsche Bank. Ответ немецкого банка поразил его: оказывается, Егиазарян так и не представил пакета документов в банк, а за прошедшие годы «Даев Плаза» тайком обанкротило «Центурион альянс», вывело Смагина из состава акционеров «Тафтс», без его ведома переоформив бумаги и заодно сменив, опять же тайком, руководство компании «Доралин». По словам адвоката Смагина, Рубена Маркаряна, исчезли передаточные распоряжения компании «Тафтс» о возможности распоряжаться акциями «Доралина». Ашот Егиазарян вывел этот оффшор из «Тафтса» и продал его Самвелу Карапетяну, главе группы «Ташир», которой в начале 2010 г. был продан «Европарк». Сам Смагин утверждает, что теперь «Доралин» контролируют на паритетных началах Карапетян и Егиазарян.
Проще говоря, произошел банальный «кидок» партнера образца середины 90-х. Оставшись без акций и без имущества, Виталий Смагин обратился в прокуратуру. Есть надежда, что его заявление без ответа не останется (это будет уже второе уголовное дело, главным фигурантом которого окажется депутат от ЛДПР Егиазарян), иначе слова Президента России о борьбе с рейдерством и коррупцией в госаппарате окажутся обыкновенным пшиком.
P.S. В расшифровке одного телефонного разговора, опубликованного в «Новой газете», есть характерный момент:
Y: Я хотела выяснить по поводу Егиазаряна. Кто такой? Что за человек, чем занимается?
X: Очень шустрый молодой человек... у него был «Уникомбанк».
Y: А кто он был в «Уникоме»?
X: Он его отымел.
Судя по всему, Егиазарян точно так же «отымел» на этот раз и Виталия Смагина. С пользой для себя, ущербом для партнера и государства. Для прикрытия своих махинаций он развернул широчайшую pr-кампанию, обвиняя своего партнера во всех смертных грехах. Но ведь известно, кто громче всех кричит «держи вора!». Сам вор, он же - рейдер. Или в Кремле не хотят замечать рейдеров с Охотного ряда?
«Общая Газета.РУ» будет следить за развитием событий и постарается как можно полнее осветить бизнес-историю депутата ГД РФ Ашота Егиазаряна.
Самые скандальные бизнес-проекты депутата Государственной Думы РФ А.Г.Егиазаряна:
1993-1997 – проект «Московский национальный банк». В банке находились счета Минобороны, Росвооружения, генпрокуратуры. В 1994-96 гг. ежегодно прокручивалось свыше 1,2 трлн зарплатных рублей, поступавших из бюджета и выдававшихся сотрудникам указанных учреждений с задержкой в месяц. Операция с продажей украинских облигаций, выпущенных под долги «Газпрому»: проданы банку за 10% от стоимости и выкуплены Московской область уже по номиналу. Осенью 1997 г. из банка выводятся 150 млн бюджетных долларов на счета, открытые на острове Науру. Егиазарян уходит, банк закрывается.
1996-1998 – проект «Уникомбанк». Не возвращены Московской области 352 млрд рублей (неденоминированных), полученных в виде внутреннего валютного займа. Деньги выведены на счета оффшорных компаний. Банк рухнул после ухода Егиазаряна.
1997 (по н.вр.) – проект «Даев Плаза». На базе Уникомбанка создается ООО «Даев Плаза» с уставным капиталом 432 млрд рублей. В качестве вклада в уставный капитал вносятся здание Уникомбанка в Даевом переулке (422 млрд) и еще 10 млрд основных средств. Причем Уником выступил как единственный учредитель данной структуры. Через два месяца обнаружилось, что банк владеет всего 12 долями в «Даев Плаза», а остальные 88 он якобы передал фирме Егиазаряна «Уникоминвест-Центр» (14 долей) и некоей зарегистрированной на Карибских островах компании Wyndham Limited (74 доли). Стоимость здания, как минимум, 200 млн долл. Егиазаряну оно не стоило ничего.
1996-2000 – проект «РТР-Сигнал». По данным Счетной палаты, государство потеряло Центр по производству программ на Шаболовке, находящуюся в г.Клин (Московская обл.) крупнейшую студию приема и передачи программ, комплекс зданий в Москве. Получено от государства 28,6 млн долл кредита, которые не возвращены.
1999 – проект «Отставка генпрокурора». Отставка Юрия Скуратова после публикации компрометирующей видеозаписи, сделанной на квартире, принадлежавшей брату Ашота Егиазаряна.
2003-2009 – проект «Гостиница «Москва». Через ЗАО «Декорум», которое принадлежало Егиазаряну и участвовало в реконструкции гостиницы, выведено «неустановленными лицами» 87,5 млн долл кредита, взятого у Deutsche Bank на реконструкцию. Кредит банку возвращен из средств городского бюджета, возбуждено уголовное дело.
2006-2010 – проект «Смагин». Хищение у своего компаньона, Виталия Смагина, 20% акций ЗАО «Центурион альянс», владеющего ТЦ «Европарк» (г.Москва). Цена проекта 30 млн долл.