Александр Лукашенко ушел в непризнанку
Дмитрий Медведев подтвердил, что белорусский президент нарушил данное два года назад слово
Президент РФ Дмитрий Медведев впервые рассказал о том, что его белорусский коллега Александр Лукашенко почти два года назад добровольно взял на себя обязательство признать независимость Абхазии и Южной Осетии, но так и не сдержал слова. Обвинение президента Белоруссии во лжи означает, что Москва больше не будет добиваться от него долгожданного признания Сухуми и Цхинвали. По мнению экспертов, это также значительно облегчает для России объяснение причин информационной войны с господином Лукашенко.
По словам президента РФ, признать Абхазию и Южную Осетию Александр Лукашенко буквально поклялся сразу после того, как в августе 2008 года Москва объявила о признании конфликтовавших с Грузией регионов. Произошло это на одном из саммитов СНГ. "Он сказал: я торжественно обещаю, что все сделаю за самое короткое время",— процитировал президент РФ слова господина Лукашенко двухлетней давности.
Дипломатический источник, присутствовавший на том саммите, припоминает, что тогда один из президентов стран СНГ открыто выразил сомнение в том, что Александр Лукашенко свое обещание сдержит. Президент Белоруссии ответил на это эмоционально: "Да, сделаю, не сойти мне с этого места!"
Исполнения обещания Москва так и не дождалась, хотя для стимулирования Минска РФ, по сведениям "Коммерсанта", готова была пойти тогда на снижение цены на российский газ и предоставление кредита в размере $2 млрд. Сначала Александр Лукашенко объявил, что вопросом признания займется новый парламент страны, который изберут в конце сентября 2008 года. Однако новоизбранный парламент даже не включил вопрос о признании в повестку дня.
Исправить ситуацию Александр Лукашенко лично пообещал Дмитрию Медведеву на встрече в подмосковной резиденции в Завидово в марте 2009 года. Как сообщил тогда источник в окружении господина Лукашенко, несмотря на недовольство ЕС, в повестку дня весенней сессии белорусского парламента будет внесен вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, и он может быть решен положительно для России. Но через две недели, в День единения народов Белоруссии и России, Александр Лукашенко снова преподнес Москве неприятный сюрприз: парламент Белоруссии не включил в повестку дня вопрос о признании. А спустя еще три месяца Минск предпринял беспрецедентный выпад в адрес Москвы: МИД Белоруссии призвал своих граждан соблюдать грузинские законы при посещении Абхазии и Южной Осетии, тем самым признав территориальную целостность Грузии.
Это переполнило чашу терпения Кремля. С тех пор, по информации "Коммерсанта", Москва перестала допекать белорусского лидера просьбами сдержать обещание и признать Абхазию и Южную Осетию и больше не изъявляла желания отблагодарить Минск деньгами, если тот, наконец, признает Сухуми и Цхинвали.
Но Александр Лукашенко, как бы не замечая перемен в настроениях соседа, продолжал кормить его завтраками. Осенью прошлого года он пообещал, что "белорусский парламент рассмотрит вопрос признания Абхазии и Южной Осетии". Однако дело кончилось направлением парламентских комиссий в Сухуми, Цхинвали и Тбилиси — "для изучения ситуации". В середине же июля белорусское телевидение показало интервью с Михаилом Саакашвили. В нем президент Грузии поблагодарил Минск за то, что, несмотря на давление Москвы, он не признает Абхазию и Южную Осетию и вообще "всегда поддерживал Грузию".
Белорусский политолог Денис Мелянцов объяснил подобное поведение Минска "своеобразным отношением Лукашенко к понятию совесть" (в прошлом году глава Белоруссии заявил, что "по совести мы уже давно должны были признать независимость двух республик") и в этой связи напомнил крылатую фразу белорусского лидера: "Там где совесть — там хрен вырос". По мнению господина Мелянцова, Минск добровольно на признание Сухуми и Цхинвали не пойдет, поскольку это разрушит европейский вектор его внешней политики. "Именно вопрос о признании стал краеугольным камнем в отношениях Белоруссии с ЕС, и именно из-за этого европейцы забыли претензии к Минску о правах человека и демократии",— пояснил политолог.
Впрочем, теперь Дмитрий Медведев говорит, что Россия, хотя и заинтересована в том, чтобы в мире признавали Абхазию и Южную Осетию, но это не самоцель. "Такой задачи не стояло и не стоит",— уверяет президент РФ.
Подобное изменение в настроениях Кремля может быть вызвано тем, что руководители стран ЕС и США все меньше критикуют Москву за решение двухлетней давности. На последнем саммите Россия—ЕС в Ростове президент ЕС Херман ван Ромпей лишь вскользь высказался на эту тему. А российские дипломаты, курирующие отношения с Цхинвали и Сухуми, признаются, что в последнее время Запад взял курс на неафишируемое сотрудничество с Абхазией и Южной Осетией. "На уровне третьестепенных фигур ЕС и США начинают игру с абхазами и осетинами, чтобы в итоге вывести их на необходимость нормализации отношений с Тбилиси,— говорит собеседни.— Если это произойдет, и Абхазия с Южной Осетией установят какую-то форму ассоциации с Тбилиси, мы будем не против".
По мнению же эксперта минского аналитического центра "Стратегия" Валерия Карбалевича, проблема признания уже не так актуальна для Кремля, и "даже если завтра Лукашенко признает независимость двух республик, это вряд ли разрядит отношения Москвы с Минском". Напомнить же о лжи Александра Лукашенко, как считает эксперт, президент РФ решил для того, чтобы объяснить информационную атаку на белорусского лидера. "Если Кремль объяснит это тем, что Лукашенко не впускает в страну российский капитал, "кидает" российский бизнес, для обычного россиянина это будет недостаточной аргументацией,— заявил белорусский эксперт.— А тут все понятно: он нас предал".