Шпион на выданье
Анджелина Джоли в фильме Солт
В прокат выходит шпионский триллер Филиппа Нойса "Солт", где Анджелина Джоли играет двойного агента, несколько раз переходящего с русской стороны на американскую и обратно из любви к своему немецкому мужу.
Задача запутать зрителя, видимо, сознательно ставилась авторами фильма, выходящего с теглайном "Кто такая Солт?". Путаница начинается сразу, когда авторы, углубляясь в происхождение героини, варят этнический компот и предъявляют эклектичный образ женщины, которую по внешнему виду трудно отнести к какой-то национальной или социальной общности. Едва отряхнувшись после корейского плена, героиня Анджелины Джоли приходит в офис ФБР допрашивать русского перебежчика (Даниэль Ольбрыхский), сделав себе подозрительную прическу,— ее перекинутая через плечо светло-русая коса отчетливо просит сарафана и кокошника, хотя и несколько диссонирует с примесью индейской крови, отпечатавшейся на лице актрисы.
Русский перебежчик уверяет, что первоначальная фамилия героини — Ченкова (тоже не слишком русская), а родители ее — русский чемпион по борьбе и единственная в мире женщина-гроссмейстер (мелькающая во флешбэке из детства мама смахивает скорее на грузинку). Любители клюквенных голливудских представлений о советском быте порадуются флешбэку, в котором ученики советской разведшколы по очереди прикладываются к руке с перстнем в виде ордена Отечественной войны (октябрятская звездочка, кстати, тоже неплохо смотрелась бы на пальце). Рассказ перебежчика заканчивается сообщением, будто, когда настанет день Х, Ченкова отправится в Нью-Йорк, чтобы убить президента России, который приедет на похороны американского вице-президента.
Показания русского производят впечатление полного бреда, но по крайней мере экзотическая родословная героини объясняет, почему агент Солт удачно сочетает такие тяжелые кулаки на таких тоненьких хрупких ручках и такой стремительный аналитический ум, позволяющий в случае чего обезвредить камеру наблюдения, накинув на нее собственные трусы. Это происходит сразу после принявшего неожиданный поворот допроса, а еще через пару минут героиня сооружает импровизированную базуку из огнетушителя и моющих средств, чтобы разогнать несколько десятков спецназовцев. Уговоры начальника не горячиться и надеть трусы обратно Солт не слушает, потому что играет его Лив Шрайбер, который не так давно в "Потрошителях" зарекомендовал себя как идеальный актер на роль типичного менеджера, чье вроде бы безобидное лицо вызывает у тебя инстинктивную неприязнь задолго до того, как он непременно выкинет какую-нибудь подлянку.
Забежав домой к мужу, "одному из лучших арахнологов в мире", но не застав его, Солт успевает запихать в рюкзак любимого песика и смыться с ним по карнизу от идущего за ней по пятам спецназа. Песика шпионка пристраивает соседской девочке, ведь с ним будет несподручно проделывать все, что ей предстоит — прыгать с моста по крышам грузовиков, а потом через нью-йоркскую подземку пробираться в собор святого Варфоломея на похороны вице-президента, чтобы меткими выстрелами вызвать остервенелое гудение органа и вколоть яд каракурта президенту Матвееву. Русский президент в "Солт" (поляк Олек Крупа) выполнен в традициях старых шпионских боевиков — в виде печального и, возможно, пьющего мужчины за пятьдесят с мешками под глазами. Единственный смешной момент в фильме — сообщение в новостях, что по всей России после убийства президента "проходят акции протеста, которые едва удается сдерживать правоохранительным органам". (На московской премьере в кинотеатре "Октябрь", наоборот, какой-то диссидент, сидевший на ступеньках, при известии, что русский президент умер по дороге в больницу, принялся неистово аплодировать.)
После покушения на русского президента для Солт, старающейся соблюдать симметрию в своих метаниях между Россией и Америкой, наступает черед покуситься и на американского, для чего ей предстоит пробраться в бункер на восьмом подземном этаже Белого дома, совершив по ходу еще несколько эффектных трюков. Учитывая, что все свои трюки Анджелина Джоли выполняет сама, для ее многочисленных поклонников "Солт" — вполне удовлетворительное развлечение, однако тем, кто к ее чарам равнодушен, может показаться, что эта суперженщина во всей своей безупречности и сокрушительной убойной силе все больше походит на биоробота, вдохнуть в которого жизнь не может даже заявленная любовь к невнятному мужу и песику: как ни странно, в компьютерной Ларе Крофт можно было предположить больше какой-то человечности и загадки.