Революция тюльпанов-2
В Киргизии снова прогнали власть
В Киргизии вчера произошло повторение сценария "революции тюльпанов" 2005 года. Массовые беспорядки в Бишкеке вылились в ожесточенные столкновения с полицией, в результате которых, по данным оппозиции, погибли около 100 человек. Оппозиция захватила парламент и другие госучреждения. Ее лидеры потребовали передать им управление страной. Президент Курманбек Бакиев покинул столицу на самолете - в город Ош. Официальное правительство заявило об отставке. Премьер России Владимир Путин отверг вчера причастность Москвы к событиям в Киргизии, но припомнил господину Бакиеву, как тот свергал Аскара Акаева.
Бунт
Как и предсказывал "Ъ", состоявшиеся во вторник выступления оппозиции в городе Таласе на севере Киргизии привели к серьезному обострению обстановки во всей стране. И уже вчера центром противостояния стал Бишкек.
Еще утром ничто не предвещало кровавой развязки. Около 2 тыс. сторонников оппозиции собрались у офиса Социал-демократической партии на курултай (сход), о котором оппозиция объявила заранее. Но накануне власти запретили "несанкционированные акции", и милиция попыталась разогнать толпу. "Люди хотели мирно высказать свои претензии к властям, но милиция первой применила силу, и это вызвало ответную реакцию,— рассказала "Ъ" правозащитница Токтайым Уметалиева.— Когда избитых людей заталкивали в автобусы, разгоряченная толпа прорвала оцепление". Милиция некоторое время сдерживала натиск толпы, но вскоре разбежалась.
Вплоть до позднего вечера события в столице развивались в слабоуправляемом русле, поскольку накануне вечером и в ночь были арестованы ключевые фигуры киргизской оппозиции — глава Объединенного народного движения, экс-премьер Алмазбек Атамбаев, лидер партии "Ата-Мекен" Омурбек Текебаев и руководивший захватом здания таласской областной администрации Болот Шерниязов.
Около полудня митингующие с криками "Свободу Атамбаеву!" двинулись в центр Бишкека. Милиция встретила их резиновыми пулями, но остановить не смогла. По мере приближения к Дому правительства толпа выросла до 15 тыс. человек. Первый штурм здания милиция отбила, после чего оппозиционеры его подожгли и попытались прорваться туда с помощью грузовиков. Милиция, применявшая до того дымовые шашки и резиновые пули, стала стрелять боевыми патронами. По данным оппозиционеров, было убито около 100 человек, около 200 ранено. Больницы города быстро оказались переполнены.
Оппозиция взяла в свои руки власть не только в Бишкеке, но и на севере страны
После этого президент страны Курманбек Бакиев ввел в Бишкеке и четырех областях страны чрезвычайное положение. Однако его распоряжение так и не было выполнено. Депутаты парламента вчера даже не могли собраться, чтобы утвердить президентский указ,— парламентский центр во второй половине дня разгромили протестующие. Восставшие захватили также здания Национальной телерадиокомпании и генпрокуратуры, после чего ворвались в помещение Службы национальной безопасности. Из находящегося там же СИЗО были освобождены лидеры оппозиции.
Произошло это уже около семи вечера. С этого момента лидеры оппозиции пытаются взять ситуацию под контроль. Для этого они создали временное правительство — центральный исполнительный комитет во главе с экс-главой МИДа, а ныне лидером фракции социал-демократов Розой Отунбаевой и назначили комендантов в города из числа оппозиционно настроенных ветеранов МВД.
Поздно вечером лидер партии "Ата-Мекен" Омурбек Текебаев выступил в эфире национального телевидения и объявил, что оппозиция пошла с премьером Данияром Усеновым на переговоры, единственная цель которых — отставка правительства и президента Бакиева. Он добавил, что оппозиция "берет на себя ответственность за ситуацию в стране". А после того как появились сообщения, что Курманбек Бакиев покинул Бишкек, стало ясно, что власть теряет контроль над ситуацией. Позже стало известно, что официальное правительство ушло в отставку, но непонятно, кто ее может и должен принять.
Как сообщил источник "Ъ" в аэропорту Манас, самолет Beechcraft с Курманбеком Бакиевым на борту взлетел приблизительно в девять часов вечера по местному времени. Источник затруднился ответить на вопрос, кто улетел вместе с президентом, поскольку самолет частный и пассажиры подъехали на автомобиле непосредственно к трапу. Чуть позже стало известно, что самолет с президентом и его братом Жанышем, возглавляющим службу госохраны, приземлился в Оше, на юге страны (сын президента Максим Бакиев, по некоторым данным, уже несколько дней находится вне страны - в США). Как заявил "Ъ" Алмазбек Атамбаев, "Бакиев пытается столкнуть юг и север, однако это ему не удастся".
Правда, по заявлениям самой оппозиции, под ее контроль перешли вчера в основном северные области Киргизии. На юге страны под властью оппозиции оказался один Аксыйский район Джалал-Абадской области. Однако, по словам оппозиционеров, на юге внимательно следят за развитием ситуации и готовы поддержать призывы к смене власти. К тому же многие члены временного правительства являются выходцами с юга, что должно помочь ему с утверждением своей власти на юге Киргизии.
Игроки
Многие эксперты считают, что окончательный исход противостояния в Киргизии во многом зависит от позиции ключевых игроков в регионе — России, США и Китая. Такое мнение вчера, в частности, высказал директор Центра постсоветских исследований МГУ Алексей Власов.
США и КНР дестабилизация в Киргизии явно не нужна. "Китай традиционно опасается, что волнения у соседей взбудоражат его западные провинции, Синьцзян-Уйгурский автономный район,— пояснил "Ъ" завотделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ Андрей Грозин.— США же, для которых главным в регионе остается Афганистан, полностью довольны Бакиевым и его помощью в обеспечении маршрута для снабжения военной группировки США и НАТО в Афганистане — волнения могут лишь нарушить этот отлаженный механизм".
С Россией дела обстоят сложнее. Вчера утром премьер Киргизии Данияр Усенов выразил послу РФ в Бишкеке недовольство тем, что российские СМИ "предвзято освещают ситуацию в республике", и предупредил: "СМИ, которые необъективно освещают ситуацию, являются нашими врагами".
Российский МИД выступил вчера днем с заявлением по событиям в Киргизии. Оно оказалось лаконичным по форме и сдержанным по содержанию. Выразив "заинтересованность в сохранении политической стабильности в дружественной стране", Москва призвала противоборствующие киргизские стороны "воздержаться от применения насилия, чтобы в любом случае избежать кровопролития". Президент Киргизии, возможно, ожидал более ясного выражения поддержки со стороны партнера по ОДКБ.
Впрочем, удивляться российской сдержанности нынешним властям Киргизии вряд ли стоит. За последнее время у Москвы накопился целый ряд претензий к Бишкеку. В июне прошлого года Курманбек Бакиев принял решение сохранить военную авиабазу США в аэропорту Манас, которую Кремль давно пытался убрать из Киргизии,— она лишь сменила вывеску, став Центром транзитных перевозок. И это после того, как, будучи в Москве, киргизский лидер объявил о закрытии базы, а Россия заявила о выделении Киргизии безвозмездного гранта на $150 млн, $300 млн льготного кредита, а заодно списала внешний долг Киргизии на $180 млн. Источники "Ъ" в МИД РФ назвали тогда решение Бишкека "крайне неприятным сюрпризом". Но уже в нынешнем году появились сообщения о намерении киргизских властей открыть на своей территории еще один военный объект США — учебный центр в Баткенской области.
Кроме того, в последнее время власти Киргизии начали наступление на русскоязычные сайты, ограничивая или вообще закрывая доступ к ним в республике. По этому поводу посольству РФ в Бишкеке пришлось даже выразить в марте "озабоченность", которая особого эффекта не возымела.
Наконец, работающие в Киргизии российские бизнесмены стали все больше отмечать попытки ограничить их возможности по приобретению там тех или иных предприятий. Как неоднократно утверждала оппозиция, эти попытки исходят от антироссийски настроенного окружения младшего сына президента Максима Бакиева, который возглавляет Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИИ) — своего рода теневое правительство Киргизии. К примеру, как рассказали "Ъ" в инвестиционной компании Eventis Telecom Holdings Ltd, в 2009 году "в результате рейдерской атаки" российские инвесторы лишились контрольного пакета в киргизском сотовом операторе MegaCom (Eventis Telecom - соучредитель MegaCom). По мнению партнера юридической компании "Линия права" Александра Тимофеева, представляющего интересы Eventis Telecom, "есть достаточно оснований считать активными участниками этой рейдерской атаки гражданина Киргизии Алексея Елисеева и гражданин США Евгения Гуревича, принадлежащих к окружению Максима Бакиева". Правда, сам господин Бакиев-младший всегда подобные обвинения отрицал. При этом буквально две недели тому назад Курманбек Бакиев предложил ввести новую модель управления страной, назвав ее "совещательной демократией", и оппозиция увидела в ней подготовку к передаче президентом всей власти своему сыну Максиму и переходу фактически к "монархической республике" (см. "Ъ" за 25 марта).
В этой ситуации главным защитником российско-киргизской дружбы в Киргизии решила стать все та же оппозиция. Лидер фракции социал-демократов Роза Отунбаева заявила недавно: "Правительство не должно так поступать в отношении России, нашего стратегического партнера и союзника". Да и совет аксакалов Киргизии возложил на власти всю вину за ухудшение отношений с Москвой, заявив: "Россия нам не верит, так как ни одно обещание властей Киргизии не выполнено".
Впрочем, все это вовсе не означает, что Москва готова открыто поддержать оппонентов Курманбека Бакиева. И дело здесь не только в том, что Кремль вообще категорически выступает против практики смены власти методом захода с улицы. "Несмотря на явное охлаждение отношений с Бакиевым, России также не нужна дестабилизация Киргизии. Охлаждение — недостаточная причина для того, чтобы устраивать в Киргизии революцию,— заявил "Ъ" Андрей Грозин.— Хотя выгоду из происходящего Кремль может извлечь. Власти Киргизии будут теперь явно более осторожны с США — этого для Москвы вполне достаточно".
Вчера вечером и российский премьер Владимир Путин заверил, что Москва не имеет к событиям в Киргизии "никакого отношения". Но тут же крайне жестко раскритиковал Курманбека Бакиева: "Когда президент Бакиев приходил к власти, он очень жестко критиковал отстраненного от власти президента Акаева за семейственность, за то, что в экономике Кыргызстана кругом сидели родственники. У меня такое впечатление, что господин Бакиев наступает на те же грабли". Такие слова, скорее всего, означают, что Москва уже определилась.
Хроника революции 2005 года
История вопроса
27 февраля и 13 марта 2005 года в Киргизии прошли два тура парламентских выборов. По результатам голосования было объявлено, что две пропрезидентские партии получат 67 из 72 мандатов.
14 марта начались массовые митинги оппозиции в регионах. 15 марта в Таласе несколько тысяч человек захватили здание обладминистрации. Они требовали отмены итогов выборов и отставки президента Аскара Акаева, обвиняя его в коррупции, авторитаризме и продаже киргизских земель Китаю.18 марта сторонники оппозиции захватили обладминистрацию в Оше. Основными их лозунгами стали проведение досрочных президентских выборов и формирование "народного правительства". На следующий день спецназ МВД смог отбить здание. 20 марта оппозиционеры захватили аэропорт, обладминистрацию, мэрию и здание ГУВД в Джалал-Абаде, заявив о необходимости личных переговоров с господином Акаевым.
21 марта президент потребовал скорее объявить официальные итоги выборов. Оппозиционеры в ответ обвинили его в развязывании войны против собственного народа и повторно захватили обладминистрацию в Оше, а также мэрию, ГУВД и местное управление службы национальной безопасности.
22 марта ЦИК объявил итоги выборов, новый парламент собрался на первое заседание. 23 марта начались волнения в столице. 24 марта митингующие захватили дом правительства, парламент, телецентр и другие административные здания в Бишкеке. Аскар Акаев бежал из страны. По всей Киргизии начались нападения на магазины и коммерческие предприятия. Ущерб от грабежей в ночь на 25 марта составил около $100 млн.