Поезд шахидки
Московское метро атаковано смертницами в черном
Два взрыва совершили вчера террористки-смертницы в поездах Московского метрополитена, следовавших по Сокольнической линии. 38 человек погибли, а еще более 70 получили ранения различной степени тяжести. Правоохранительные органы, по предварительным данным, располагали информацией о возможных терактах на объектах транспорта, однако демонстративно одетым во все черное смертницам удалось без проблем добраться до ближайшей к центральному офису ФСБ России станции метро "Лубянка" и отомстить обычным пассажирам за одну из спецопераций, проведенных этой службой.
Первый взрыв прогремел в 7.56 утра в поезде "Красная стрела", который следовал со станции "Юго-Западная" в сторону "Улицы Подбельского". После того как машинист поезда, остановившегося на станции "Лубянка", открыл двери, взорвалась женщина, стоявшая у второго выхода из второго вагона. Два десятка человек, как находившиеся в вагоне рядом со смертницей, так и те, кто только что вышел на платформу, погибли на месте. Удар взрывной волны в прямом смысле оторвал головы тем, кто сидел или стоял рядом с террористкой. Остальных поразили осколки. Один мужчина был убит даже в соседнем третьем вагоне — кусок арматуры диаметром 8 мм попал ему в голову.
Как установило следствие, в момент первого теракта шахидка номер два уже ехала по Сокольнической линии в том же направлении, отставая от первой на несколько перегонов. Сразу после взрыва движение всех находящихся на линии поездов, как было объявлено "по техническим причинам", остановили. А затем составы с людьми начали медленно тянуть до ближайших станций, чтобы высадить и вывести наверх пассажиров. Заминированная женщина в этот момент оказалась на перегоне между станциями "Фрунзенская" и "Парк культуры". В 8.39, когда состав добрался до "Парка культуры" и машинист объявил, что поезд дальше не пойдет и попросил пассажиров освободить вагоны, открыв двери, сработала вторая "живая бомба".
По состоянию на вечер вчерашнего дня в результате терактов погибли 38 человек, а еще более 70 получили ранения. Причем врачи говорят, что эти цифры не окончательные — как минимум пять человек в тяжелейшем состоянии находятся в реанимации.
Главное следственное управление следственного комитета при прокуратуре РФ, возбудившее два уголовных дела по ст. 205 УК РФ ("Теракт"), в середине дня объединило их. Следственно-оперативные группы работали на местах происшествий до четырех часов, описывая трупы, собирая осколки сработавших бомб и другие вещественные доказательства. После этого взорванные поезда отправили в депо, а движение по Сокольнической линии было возобновлено в полном объеме.
По словам участников расследования, тела шахидок им пришлось собирать из фрагментов, как мозаику. Причем "картины" в обоих случаях получились достаточно полными — у обоих трупов не хватало только средней части и по кистям одной из рук. Из чего был сделан вывод, что в момент взрывов бомбы, видимо, находились в дамских сумках, которые висели через плечо на уровне живота. Причем каждая из террористок прикрывала свой смертоносный багаж рукой. Обеим шахидкам оказалось на вид 20-25 лет, они имели кавказский тип лица, были в темных платках и такого же цвета одежде. Лучше всего у погибших сохранились нижние конечности — одна из них носила широкие черные брюки, а другая — черные же юбку, колготки и туфли без каблуков с блестками.
Заряжены же "живые бомбы" были, как показал экспресс-анализ, взрывчаткой на основе гексагена с добавлением пластификатора, то есть пластитом. Мощность бомб, судя по тому, что вагоны пострадали не сильно, была относительно небольшой — 1-1,5 кг в тротиловом эквиваленте. Поражающими элементами в бомбах являлись куски арматуры, гвозди и шарики.
Документов в обрывках одежды террористок не нашли, тем не менее у одной из них чудом сохранился разовый билет на проход в метро, по которому установили, что он был использован для прохода на станции "Юго-Западная". Просмотрев записи камер видеонаблюдения в вагонах, следователи установили, что обе террористки сели в них на этой же станции. Установленные при входе на "Юго-Западную" камеры, на которых тоже "засветились" террористки, показали, что в метро они спускались вместе с двумя женщинами и мужчиной. У последнего, по некоторым данным, милиция где-то по дороге проверила документы. Во всяком случае, вчера было сообщено, что по делу о теракте разыскивается некий Матаев.
Возможно, он или его сообщницы являлись операторами шахидок. Трудно предположить, что женщины самостоятельно взорвались в разное время в разных местах, но по очень похожей схеме. Один из участников расследования даже высказал предположение, что вторую "живую бомбу" послали за первой для того, чтобы она взорвалась на месте уже совершенного теракта, когда там будут работать спасатели и оперативно-следственная группа. Так называемый метод двойного подрыва является традиционной для Северного Кавказа схемой совершения терактов, однако на этот раз организаторов акции могло подвести незнание принципов организации движения в метро. Они не учли, что в случае любого ЧП поезда на ближайшем участке останавливаются, а пассажиров эвакуируют.
По не подтвержденным официально данным, правоохранительные органы могли располагать информацией о возможной атаке террористов в метро в понедельник. Во всяком случае, с раннего утра вчерашнего дня многих женщин кавказской внешности задерживали под предлогом проверки документов, досматривали, а затем доставляли в отделения. Одна из них рассказала, что ее задержали еще до первого взрыва — в 7.40 утра на станции "Охотный ряд" той же Сокольнической линии. Несмотря на то что у нее был паспорт с московской пропиской, ее все равно доставили в отделение, где она стала невольной свидетельницей радиопереговоров местных милиционеров со стражами порядка на других станциях. Из милицейских переговоров можно было понять, что женщин задерживали на разных станциях, но ничего подозрительного у них не обнаружили. О том, что произошел теракт, собеседница узнала после того, как в комнату вбежал еще один милиционер, видимо, начальник. Прямо с порога он закричал: "Как вы могли их упустить, ведь у вас была информация?!" Официально подтвердить свою осведомленность о готовящихся терактах в МВД отказались, а неофициально сообщили, что только за последние дни поступили три шифротелеграммы о том, что боевики планируют взрывы на транспортных объектах Москвы.
Представители СКП и ФСБ вчера сообщили, что взрывы имеют ярко выраженный кавказский почерк и связаны с одной из спецопераций, проведенных в Северо-Кавказском округе в недавнее время. Последней громкой спецоперацией, напомним, стало уничтожение в Нальчике Анзора Астемирова — лидера боевиков Кабардино-Балкарии (КБР) и Карачаево-Черкесии и главного шариатского судьи запрещенного "Имарата Кавказ". Как сообщили в следственном управлении по КБР следственного комитета при прокуратуре РФ, никаких следственных поручений в связи с терактами из Москвы к ним пока не поступало. Однако следственное подразделение по КБР, учитывая, каким авторитетом среди боевиков пользовался Сейфуллах (Меч Аллаха), решило само проверить версию о том, что метро могли взорвать в отместку за его уничтожение. "Как раз сегодня в управлении побывали родственники Астемирова — его отец, брат и другие,— рассказали в УСКП по КБР.— Все они заявили, что семья Астемировых не имеет никакого отношения к происшедшему и давно порвала все отношения с Анзором". Правда, в КБР пока не нашли бывшую супругу лидера боевиков — Зухру. С ним она официально рассталась еще в 2005 году, после чего на какое-то время уехала из республики. "Нам понадобится пара дней, чтобы установить, где она сейчас находится",— отметил собеседник.
Перед Нальчиком сотрудники центра специального назначения ФСБ России отличились в ингушском селении Экажево, где в ходе спецоперации 2-3 марта были уничтожены предполагаемый организатор подрыва "Невского экспресса", один из идеологов боевиков Александр Тихомиров (Саид Бурятский), а также шесть местных жителей, у которых он скрывался. Саид Бурятский, по данным следствия, разыскивался за участие в организации девяти терактов и покушений на сотрудников правоохранительных органов, совершенных с использованием смертников, в том числе за покушение на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова и подрыв здания ГОВД Назрани, совершенные в 2009 году.
Как рассказали следователи, по их данным, Саид Бурятский нашел в Чечне и Ингушетии около 30 потенциальных шахидов, которых переправил в одно из медресе Турции. После обучения все 30 вернулись на Кавказ, где их подготовкой занимался уже сам Александр Тихомиров. Девять из них уже совершили самоподрывы, остальные до сих пор находятся в розыске, и их вполне могли отправить в Москву, чтобы они отомстили за него. "Сейчас мы проверяем на отсутствие родственников всех пострадавших во время спецоперации в Экажево, особенно женщин,— сказали "Ъ" в МВД Ингушетии.— Женский список уже составлен, но до тех пор пока мы не проясним судьбу каждой из них, говорить об их возможной причастности к терактам преждевременно".
При этом один из сотрудников ФСБ сказал, что если взрывы в метро стали ответом за ликвидацию Сейфуллаха или кого-нибудь из банды Саида Бурятского, то, очевидно, это разовые акции, за которыми не последует продолжение. Но если в атаках были задействованы люди, подготовленные самим Бурятским, то вчерашние взрывы — это только начало. Тем более что лидер кавказских боевиков Доку Умаров, под руководством которого действовал Бурятский, давно обещал распространить войну на всю Россию.
Опасность ситуации косвенно подтвердил и федеральный оперативный штаб Национального антитеррористического комитета, давший указание оперативным штабам в субъектах РФ, прежде всего имеющих метрополитены, "перейти на усиленный режим службы", "обеспечить безопасность в местах массового пребывания людей, на объектах транспорта и жизнеобеспечения", а также попросивший самих граждан "усилить бдительность".