Особенности национальной VIP-охоты
Российские чиновники безнаказанно тешат себя, убивая редких животных
Следственный комитет при прокуратуре РФ (СКП) решил провести дополнительное расследование обстоятельств прошлогоднего крушения вертолета Ми-171 в Республике Алтай, где во время охоты на животных, занесенных в Красную книгу, погибли полпред президента в Госдуме Александр Косопкин и еще шестеро чиновников разного ранга. Впрочем, трагический инцидент ничему не научил российских чиновников.
Минувший год стал особенно богатым на скандалы, связанные с охотой на редких и охраняемых законом зверей. Что не удивительно. Как правило, VIP-охотники не несут никакого наказания за браконьерство даже в тех случаях, когда их кровавые утехи становятся известными общественности.
Решение продолжать расследование скандальной катастрофы вертолета МИ –171 было принято после оперативного совещания в центральном аппарате СКП, «где были изложены результаты первого расследования инцидента». В минувшем ноябре дело было закрыто тем же Следственным комитетом «в связи со смертью виновных». Погибшего полпреда президента в Госдуме Александра Косопкина, травмированного на этой охоте экс- заместителя главы алтайского правительства Анатолия Банных и других выживших после крушения следствие оправдало.
Напомним, что вертолет с высокопоставленными пассажирами на борту пропал 9 января 2009 года, а спустя двое суток его обломки были обнаружены на склоне Черной горы. В катастрофе погибли семь человек. История эта получила широкий резонанс после опубликования фотографий, которые однозначно говорили о том, что вместо деловой поездки чиновники устроили браконьерскую охоту на редких животных из Красной книги. Среди обломков вертолета было обнаружено три туши архаров – алтайских горных баранов, охота на которых уже много десятков лет запрещена. По неофициальной версии, пассажиры стреляли их прямо с борта. Факт браконьерства тогда был официально признан Росприроднадзором, а WWF совместно с российским отделением Greenpeace даже обращался к генпрокурору Юрию Чайке с требованием расследования факта вертолетной охоты.
Упомянутый уже Анатолий Банных был вынужден подать в отставку, заявив, что намерен лишь сделать паузу в политической работе, и ушел заниматься бизнесом. Однако общество ожидало совсем не этого – около 20 общественных организаций и партий Республики Алтай требовали, чтобы свой пост оставил и губернатор региона Александр Бердников, называя его в числе «организаторов незаконной охоты». Тем не менее в январе этого года он был переизбран на второй губернаторский срок. «Виновными в той охоте тогда объявили всех, кто погиб, хотя очевидно, что организовывали ее другие люди – оставшиеся в живых. Но раз дело возобновили, будем надеяться, что его доведут до логичного завершения и привлекут к ответственности тех, кто этого заслуживает. Надо сказать спасибо общественности, которая не дала спустить это дело на тормозах», – заявил эколог, заместитель председателя фракции «Зеленая Россия» партии «Яблоко» Владимир Кузнецов.
Между тем практика показала, что этот трагический случай так ничему и не научил российскую элиту. Буквально две недели назад в Пермском крае решили поохотиться высокопоставленные менеджеры «Газпрома». Председатель межрегиональной профсоюзной организации компании Владимир Бабкин случайно выстрелил в заместителя гендиректора ООО «Газпром добыча Надым» Константина Павлова из карабина, приняв его за кабана. Последний получил тяжелое огнестрельное ранение, от которого впоследствии скончался. По факту происшествия возбуждено уголовное дело по статье «причинение смерти по неосторожности».
Между тем есть подозрения, что и в этой истории не обошлось без браконьерства. По словам охотоведов Пермского края, у газпромовских VIPов была лицензия только на отстрел кабана, однако недалеко от места происшествия нашли убитого лося, застреленного из карабина. Охота на лосей в регионе закончилась еще 14 января и на тот момент была запрещена. Впрочем, факт, что лося застрелили именно эти охотники, еще не доказан. Мало того, до сих пор неизвестно, будут ли вообще вести расследование по факту браконьерства.
Эколог Владимир Кузнецов говорит, что «царские охоты» в России не редкость. «Только у нас не принято наказывать чиновников за убийство животных, даже тех, которые внесены в Красную книгу. Их за это не то что не привлекают к уголовной ответственности, но и не снимают с занимаемых должностей, стараясь замять ставшие известными браконьерские истории», – заявил он. Действительно, примеров тому – масса. Например, в конце февраля прошлого года в Интернете появились фотографии, на которых человек, похожий на губернатора Архангельской области, а в прошлом мэра Якутска Илью Михальчука держит за рога убитого в Якутии снежного барана чубуку, занесенного в Красную книгу России. На снимке шесть убитых животных и шестеро охотников-чиновников. Всего в Якутии насчитывается 400–500 голов чубуку. На требование местных защитников природы возбудить уголовное дело против браконьеров прокуратура ответила отказом.
Позже правоохранителям пришлось проверять и другую информацию – о незаконной охоте на тех же снежных баранов секретаря якутского регионального отделения партии «Единая Россия» Михаила Эверстова и заместителя полпреда президента России в Центральном федеральном округе, члена наблюдательного совета АК «АЛРОСА» Сергея Самойлова. Противоправных действий со стороны высокопоставленных охотников законники, похоже, также не нашли – результаты проверки до сих пор не известны.
А 20 июля прошлого года ночью егеря Худакского государственного заповедника Хоринского района Бурятии остановили джип, в котором находились четверо вооруженных людей в камуфляже. Ими оказались депутат Народного Хурала республики от партии «Единая Россия» Бато Семенов и его родственники. В машине были обнаружены расчехленные и собранные ружья, в том числе, карабин с оптическим прицелом. Однако депутатская неприкосновенность не позволила егерям проводить обыск автомобиля. В итоге народный избранник отделался штрафом.
Еще пример чиновного «барства»: в июле 2009 года в Кавказском государственном биосферном заповеднике были задержаны 11 человек с оружием и без разрешительных документов. Позже выяснилось, что среди них оказались премьер-министр Адыгеи Мурат Кумпилов, его брат Тембот Кумпилов, занимающий пост замминистра финансов республики. По нормам российского законодательства незаконное нахождение в заповеднике с огнестрельным оружием приравнивается к браконьерству. Ничуть ни бывало. Чиновников лишь пожурили за нарушение правил хранения и ношения оружия.
В прошлом мае в Ямало-Ненецком автономном округе во время охоты в государственном биологическом заказнике окружного значения «Мессо-Яхинский» был смертельно ранен выстрелом из охотничьего ружья в голову заместитель главы администрации Тазовского района Василий Смоляр. Следствие, однако, пришло к выводу, что это было самоубийство. И опять же за незаконную охоту на территории заказника никто не понес никакой ответственности. Еще один громкий «охотничий» скандал произошел в том же месяце в Иркутской области: в результате крушения вертолета Bell-407 погибли губернатор Игорь Есиповский, его заместитель Михаил Штонда, охранник и пилот. По неофициальной информации сотрудников Межгосударственного авиационного комитета и МЧС, на месте катастрофы были обнаружены охотничьи карабины и туша зверя. Руководитель экологической организации «Байкальское движение» Дмитрий Таевский тогда заявил, что в момент крушения вертолета губернатор Есиповский незаконно охотился на медведей. Однако, по официальной версии, чиновники вовсе и не охотились, а возвращались после осмотра местности.
Координатор программы по биоразнообразию WWF России Владимир Кревер рассказал, что охотой на животных, внесенных в Красную книгу, сегодня занимаются преимущественно «представители власти и бизнесмены». «Арендовать вертолет, чтобы забраться в горы за баранами, по карману только особому контингенту граждан – для этого нужно либо иметь большие деньги, либо административный ресурс, который эти деньги заменит», – утверждает г-н Кревер.
Россия – настоящий Клондайк для браконьеров. На наших просторах периодически влипают в «охотничьи» истории даже особы королевских кровей. Так, в 2007 году князь Монако Альберт II, по данным «Гринпис Россия», охотился на изюбря в Байкальско-Ленском заповеднике. Осенью 2006 года в прессе появились сообщения о том, что испанский король Хуан Карлос I во время визита в Вологодскую область якобы убил ручного нетрезвого медведя по кличке Митрофан. Пресс-служба монарха тогда категорически опровергла эти обвинения, не скрывая, впрочем, что высокий гость прибыл в российскую глубинку исключительно ради охоты.
Впрочем, справедливости ради надо отметить, что иногда браконьерам все же не удается избежать наказания. Так, в январе этого года Тюменский областной суд приговорил депутата Сорокинского района области Николая Гааса к 1 году лишения свободы за незаконное хранение и перевозку огнестрельного оружия. Он был задержан в сентябре 2009 года по пути на охоту. Кроме того, в этом же месяце за незаконную охоту суд приговорил к условным срокам двух чиновников федеральной налоговой службы Волгоградской области. Все они по решению суда должны лишится своих постов без права в течение двух лет занимать государственные и муниципальные должности. Плохо только, что таких решений по стране выносится очень мало, и ответственность несут, как правило, те, кто в иерархической лестнице занимает пока самые нижние ступени.