Прожорливая подземка
Почему турникеты в столичном метро «воруют» поездки у пассажиров
Недавним повышением цен на проезд в столичной подземке возмущены 56% горожан, показывают результаты соцопроса одной из исследовательских компаний. Респонденты сравнивают затраты на спуск в метро с походом в кафе и гадают, до каких высот поднимется стоимость поездки в следующем году. Тем обиднее, когда 26 рублей просто переходят подземке в дар из-за сбоя в работе турникета. По наблюдениям пассажиров, такие случаи возникают с пугающей регулярностью. Почему подобное происходит?
Ситуация, до боли знакомая многим москвичам, пользующимся подземкой: прикладываешь билет к турникету, а в ответ раздается противный писк и горящая красная лампочка. Автоматически переходишь к следующему устройству, в надежде попытать счастья там. Турникет срабатывает, но с билета снята не одна, а две поездки. Если карточка была всего на одну поездку, то приходится идти к кассе и отстаивать большую очередь. Если билет безлимитный – ждать семь минут. Переговоры с дежурным по турникету, как правило, приводят только к обвинениям в том, что пассажир просто пропустил кого-то вперед себя и теперь качает права. Как бы то ни было, итог один – потрачены лишние деньги, время и нервы.
Существование проблемы признал начальник столичной подземки Дмитрий Гаев еще в начале 2008 года. «Есть недостатки, за которые пассажиры критикуют нас совершенно справедливо, – говорил он на одной из пресс-конференций. – Среди них неправильное срабатывание билета при контакте с турникетом и потерянные поездки, когда человек, к примеру, в течение месяца из 20 использует только 15». Тогда Дмитрий Гаев пообещал, что «в течение года это прекратится».
Однако, как показала практика, обещания так и остались невыполненными. Особенно часто такие сбои происходят на традиционно загруженных станциях – на Кольцевой линии, у железнодорожных и автовокзалов, а также у конечных остановок междугородных автобусов. «Подобные случаи превратились в систему, обращений и жалоб на это слишком много, чтобы считать их случайностью», – считает глава независимого профсоюза работников метрополитена Светлана Разина. Однако, по информации руководства столичной подземки, «самовольное» списание поездок составляет сотые доли процента от количества проходов.
По словам и.о. начальника ГУП «Московский метрополитен» Игоря Ермоленко, внезапное «решение» турникета держать оборону до последнего возникает по нескольким причинам. «Это может быть вызвано неисправностью проездного билета из-за повреждения пассажиром антенны билета или чипа билета, – пояснил» г-н Ермоленко. – Также возможна неисправность самого валидатора на турникете, они выявляются работниками службы в ходе анализа работы аппаратов. Но самая распространенная причина – невыполнение пассажиром порядка пользования бесконтактными билетами. Соответствующая инструкция размещена в вестибюле станции и очень проста. Надо аккуратно, исключая скользящие движения, приложить билет любой стороной к желтому кругу, то есть устройству контроля, на турникете. В поле зеленого индикатора высветится количество поездок, которые останутся после совершения прохода. Если зеленый сигнал не загорелся, раздался звуковой сигнал и горит красный индикатор, необходимо, не отходя от турникета, повторно приложить билет к желтому кругу на том же турникете. Должен загореться зеленый индикатор – и можно спокойно проходить».
Во всех случаях происходит следующее: когда пассажир прикладывает карту к валидатору, поездка списывается, сигнал «можно пропускать» передается в систему, отвечающую за работу дверей, и своеобразный «отчет» о проделанной работе передается обратно, от створок к валидатору. Но сигнал может «заблудиться», и тогда валидатор будет просто «не в курсе», что дверки готовы пропустить пассажира. При повторном поднесении карты к желтому кругу валидатор «вспоминает» билет, поэтому не списывает новых поездок. А вот если попытаться пройти через другой турникет, тот «воспримет» карту как новую и спишет еще одну поездку.
Горожанам, пострадавшим от сбоев в работе турникетов, рекомендуется обращаться в Пассажирское агентство метрополитена. Там пассажиру выдадут компенсационную поездку или две – в зависимости от того, сколько «съел» турникет. Правда, сделано это может быть только в том случае, если непричастность пассажира к инциденту будет доказана. А это непросто, отмечают юристы. «Главным доказательством может служить запись с видеокамер, на которой четко зафиксированы момент вашего подхода к турникету и ошибка в его работе, – рассказал старший юрист компании «Крикунов и партнеры» Олег Зайцев. – Правда, необходимой четкости может не получиться, учитывая дневные пробки и толпы народа. Также можно ссылаться на свидетельские показания. Если компенсации нет, а пассажир уверен в своей правоте, то можно обратиться в суд на основании того, что метрополитен не оказал услугу по перевозке, несмотря на произведенную оплату проезда. Однако всевозможные издержки в таком случае будут куда выше результата, которого можно добиться, если суд удовлетворит ваши требования».