По налогоплательщикам тюрьма плачет
Декриминализация фискальной сферы может не состояться
Законопроект "Единой России" о либерализации подхода государства к уголовному наказанию за уклонение от уплаты налогов при подготовке ко второму чтению столкнулся с сопротивлением МВД и Генпрокуратуры. Хотя налоговый подкомитет Госдумы одобрил законопроект во втором чтении, сохранив его концепцию, депутаты не исключают внесения в ближайшие дни поправок от имени правительства с пролоббированными силовиками нормами, перечеркивающими обещанные налогоплательщикам послабления.
Законопроект о так называемой декриминализации сферы уплаты налогов был подготовлен группой влиятельных единороссов во главе со спикером Госдумы Борисом Грызловым и принят в первом чтении в октябре 2009 года. Проект вносит правку в Налоговый, Уголовный (УК) и Уголовно-процессуальный кодексы (УПК) и содержит три принципиальных новшества. Прежде всего, в пять раз увеличиваются суммы, "утаивание" которых от бюджета подпадает под уголовное преследование. Второе — лица, впервые совершившие налоговые преступления, освобождаются от уголовной ответственности, если до окончания следствия по делу заплатили недоимку, пени и штрафы. Этот механизм похож на отмененную в 2003 году практику "деятельного раскаяния" по налоговым преступлениям — но уже без необходимости признания вины и без усмотрения следователя, который сам определял степень "раскаяния" подследственного для закрытия дела.
Третья новация — ограничение возможностей МВД по возбуждению уголовных дел за уклонение от уплаты налогов. Сейчас основная часть таких дел возбуждается милицией самостоятельно, без материалов налоговой службы. По словам предпринимателей, часто дела заводятся лишь для получения "отступного" от предпринимателей. Законопроект лишает милиционеров этого вида заработка — по всем таким возбужденным делам органы МВД будут обязаны направлять материалы налоговикам. Налоговые органы, проведя проверку, определят сумму недоимки и выставят пени и штрафы. Зная сумму претензий, подследственный получает возможность погасить их, что автоматически закроет его уголовное дело.
Новации не устроили силовиков. Как стало известно "Коммерсанту", МВД направило заместителю министра финансов Сергею Шаталову письмо, в котором настаивает на сохранении действующего порядка ведения дел. Одновременно Генпрокуратура известила главу государственно-правового управления президента Ларису Брычеву, что считает увеличение сумм налогов, с которых начинается уголовное преследование за их неуплату, "чрезмерно либеральным" шагом. В этой связи Минфин, определенный правительством в качестве ответственного за прохождение законопроекта и подготовку поправок к нему, испытывает сейчас сильное давление со стороны правоохранителей. В последние недели на сайте ведомства были опубликованы два противоречащих друг другу варианта проекта поправок правительства. Вчера в ведомстве не смогли сообщить, будут ли в итоге вообще вноситься в Госдуму правительственные поправки ко второму чтению проекта. Формально срок внесения истек вчера, однако, как показывает практика, от правительства Госдума без проблем принимает и "опоздавшие" документы.
Не дожидаясь окончания этой борьбы внутри правительства, исход которой, по словам депутатов, будет зависеть от решения первых лиц государства, вчера налоговый подкомитет Госдумы рекомендовал принять законопроект во втором чтении. При этом были одобрены полтора десятка уточняющих поправок. Как пояснил соавтор проекта зампред бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров, поправки подготовлены группой из 30 депутатов от "Единой России" и не меняют концепции документа. Поправки еще увеличивают суммы налогов, неуплата которых преследуется в уголовном порядке,— не в пять, а в шесть раз в сравнении с действующей нормой.
Кроме того, единороссы увеличили число "раздражителей" для МВД — поддержана поправка в УПК, исключающая заключение под стражу в качестве меры пресечения в отношении подозреваемых или обвиняемых в налоговых преступлениях. Существование этой нормы не позволило бы поместить в СИЗО недавно скончавшегося там Сергея Магнитского, обвинявшегося в содействии уклонению от уплаты налогов, отмечает Андрей Макаров. Также одобрена поправка, меняющая подследственность статей УК об уклонении: их предложено передать от МВД следственному комитету при прокуратуре РФ. "Сейчас оперативная работа и следствие находятся в одних руках — у МВД, что неправильно. Предложено эти функции разделить",— пояснил депутат.
Согласится ли с этими поправками Госдума и удастся ли силовым ведомствам заблокировать их принятие, станет ясно уже на этой неделе. "Ъ" следит за развитием событий.