Руки тянутся к «левым» стволам
Нелегальная торговля оружием захлестнула мир
По последним оценкам ООН, в мире на руках у населения находится почти 500 миллионов единиц стрелкового и легкого оружия, приобретенного нелегально. Тревогу по этому поводу бьют и страны Запада, и так называемый третий мир, и Россия. Ведь за многими «левыми стволами» скрываются человеческие трагедии. Оружие чаще всего продается «с рук» там, где недавно велись боевые действия, или неподалеку от этих регионов. И наша страна в этом смысле до сих пор пожинает плоды прошлогодней кавказской войны.
Как рассказал первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству генерал-полковник Валерий Федоров, в мире «гуляют» сотни тонн взрывчатки, стрелкового оружия, гранатометов, переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» и «Стингер». По оценкам члена комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции Геннадия Гудкова, по сравнению с 1990 годами на нелегальном рынке сейчас стало все же меньше оружия, особенно серийного производства, к тому же оно дорожает. «Сегодня «ТТ» стоит около 2,5 тыс. долларов», – говорит он. А лет 15 назад тот же «ТТ» предлагали всего за 400 руб., знаменитая «Беретта» стоила 700. Впрочем, сегодня цена зависит от региона – оружие гораздо дешевле там, где оно совсем недавно стреляло, или вблизи тех мест.
В Краснодарском крае, например, наган найти несложно и не так уж дорого. Ведь после прошлогодней пятидневной войны с Грузией в руки жителей Абхазии и российских солдат попали десятки тысяч стволов огнестрельного оружия. Часть из них, и не малая, уже через несколько дней продавалась на Кубани. Как рассказал весьма информированный в этой области источник, личное оружие грузинских офицеров до войны стоило в тех местах 50 тыс. руб., а сразу после окончания конфликта цена упала до 10–15 тыс. Буквально за копейки можно было приобрести американский автоматический карабин М-4 и другие образцы иностранного оружия. А вот «калашниковы» упали в цене совсем незначительно. Возвращавшиеся морем домой военнослужащие Российской армии перед швартовкой забавлялись тем, что разряжали по-македонски, с обеих рук в воду обоймы трофейных пистолетов, а потом выбрасывали их за борт. Говорят, что в эти места сразу же отправлялись любители подводного плавания. В любом случае рост нелегального оборота оружия на Кубани продолжается.
В сопредельном Дагестане в последнее время местные умельцы из города Избербаша и из Сергокалинского района переделывают газовые пистолеты в боевые, а потом продают их по всей России. Местные оперативники выявили порядка 60 таких пистолетов, которые осели в республике. Выдает их способ переделки. Менее двух недель назад сотрудники МВД УФСБ по Республике Дагестан в доме 41-летнего жителя села Харбук Дахадаевского района изъяли кустарно изготовленные шесть пистолетов типа «ПМ» с приборами для бесшумной стрельбы, пистолет типа «ТТ», четыре револьвера системы «Наган», пистолет «Марголина» (все с глушителями), пистолет-пулемет типа «Узи» и пистолет иностранного производства калибра 8 мм. Это только в одном доме.
Нелегальное оружие серийного производства в нашу страну идет в основном с западного направления, где в свое время неплохо поработали наши генералы, командовавшие группами войск в Европе. Страдают от этого и бывшие соцстраны. Правом на хранение оружия в Польше, например, обладают, по статистике, 3,5 человека на 1 тыс. населения. Это один из самых низких показателей в Евросоюзе. Скажем, в Чехии он выше почти в 10 раз, в Германии – в шесть.
Но именно в Польше число преступлений с применением огнестрельного оружия выше, чем у ее соседей. Специалисты связывают это с хоть и «просевшим», но еще довольно мощным криминальным рынком, подпитывающимся из стран Прибалтики (там много оружия осталось еще со времен СССР), а также «зеленой» границей с Украиной, через которую оружие переправляется в том числе и горными тропами.
Кроме того, много «стволов» осталось в стране от советского воинского контингента, в спешке покидавшего Польшу в 1989 году. В тогдашнем всеобщем «бардаке» распродажа воинского имущества местным жителям была массовой, и оружие было весьма ходовым товаром. Часть его рассосалась, уйдя в другие страны, но часть стреляет. И убивает.
Впрочем, польская «братва» вооружается в том числе и «стволами» отечественного производства – в стране до сих пор производятся, например, автоматы Калашникова. Нелицензионные, к слову сказать. Как рассказали польские парни суровой внешности, при наличии связей в «авторитетной среде» сегодня можно спокойно приобрести ручное огнестрельное оружие от любого мирового производителя. Стоимость такова: АК – 5 тыс. злотых (примерно 1,2 тыс. евро), «Узи» – до 10 тыс. злотых (около 2,4 тыс. евро). А потом похлопали по плечу и добавили: «Что хочешь, то и достанем, под заказ».
Историческая криминальная столица США Чикаго в этом смысле, конечно, не «отдыхает», но отчасти уже может перенимать опыт. В прошлом году, например, из 13 тыс. 658 конфискованных у гангстеров различных видов оружия более половины оказались полуавтоматы и автоматы новейшей конструкции, официально именуемые «наступательным оружием». На этой неделе ФБР грустно констатировало, что «черный рынок превратился теперь в главный источник снабжения уличных гангстеров автоматическим оружием». Только в Калифорнии, например, агенты ФБР конфисковали почти 30 тыс. различных видов оружия, в том числе и автоматы.