Кипрский оффшор сенатора Гурьева требует от "Сбербанка" $100 млн.?
30 июля Арбитражный суд г. Москвы вернется к рассмотрению иска кипрской компании Shades of Cyprus Ltd. к Сбербанку России о взыскании 3,1 млрд рублей ($100 млн). Беспрецедентная по своим размерам сумма иска к главному финансовому институту РФ от никому неизвестной кипрской оффшорной компании выглядит, по меньшей мере, дико. Это сумма – размер банковской гарантии Сбербанка оферты компании «Уралхим» о выкупе акций подмосковного завода «Воскресенские минеральные удобрения».
Напомним, летом прошлого года «Уралхим» направил миноритариям «Воскресенских минеральных удобрений» оферту о выкупе акций, гарантию по которой и обеспечивал Сбербанк России. Миноритарные акционеры, в числе которых была компания «ФосАгро», подали заявления о продаже своих акций. Однако самый крупный миноритарий - компания Shades of Cyprus Ltd., владеющая около 25% акций ВМУ, - в срок этого сделать не смогла… или не захотела. Далее события стали развиваться как в детективном сериале: кипрский оффшор старался убедить суды и банки, что заявление о продаже своих акций подавал, или пытался подать, но что-то ему все время мешало; привлекал к помощи юристов компании «ФосАгро», которые рьяно отстаивали интересы компании Shades of Cyprus Ltd., но все без толку. После многочисленных и неудачных попыток убедить всех и вся в том, чего на самом деле не было, кипрская компания в марте этого года обратилась в Арбитражный суд Москвы с иском к Сбербанку России. Мол, «ты гарант – ты и отвечай»!
В случае подачи Shades of Cyprus Ltd. заявления о продаже акций и отказе «Уралхима» выкупить их, было бы вполне логично подать иск к самому «Уралхиму» - здесь были бы понятны и намерения Shades of Cyprus Ltd. и логика действий. Банк же выступает гарантом только в случае отказа покупателя акций от заключения договора купли-продажи и оплаты по нему, а поскольку заявление о принятии оферты от Shades of Cyprus Ltd. не поступало, то и договора купли-продажи быть не могло. То есть в отношениях между продавцом и покупателем акций Сбербанк всего лишь гарантировал платеж – в случае, если до него дошло бы дело. Но до него дело так и не дошло – намерений продавать свои акции законным путем у кипрской компании явно не было. Это в том числе подтверждается, что акции не были переведены на счет «Уралхима», как это предписывает закон. У кипрского оффшора прослеживается одна задача – вывести миллионы государственных долларов на свои «левые» счета. И для этого, надо отдать должное, была придумана гениальная схема!
Кто же реальный истец и креативный директор этой схемы, кто стоит за анонимным оффшором, требующим от Сбербанка выплаты в $100 млн? С какой стати юристы российской компании «ФосАгро» обслуживают интересы кипрского Shades of Cyprus Ltd.? Дело в том, что владелец у этих двух компаний один – вновь переизбранный член Совета Федерации от Мурманской области Андрей Гурьев. И совершенно очевидно, что «ФосАгро» и Shades of Cyprus Ltd. – не просто партнеры, а, по сути, одна структура. Кипрский оффшор – это просто подставная компания, пустышка, ее метафоричное название, которое можно перевести как «тени Кипра», говорит само за себя. «Тени» - это, разумеется, тени Гурьева, Волкова и их отцов-основателей Лебедева, Ходорковского и Невзлина. Сегодня генеральный директор «ФосАгро» Максим Волков, племянник Платона Лебедева, давнишний друг и соратник Гурьева, в этой команде – руки, а Гурьев – голова, остальные «части тела» по известным причинам временно недееспособны.
Теперь если схема «сработает», то никому неизвестный оффшор, зарегистрированный на Кипре, может лишить Сбербанк $100 млн. Что будет с этими деньгами дальше – совершенно очевидно: они просто растворятся на счетах кипрской компании и станут недоступны, в случае если кто-то захочет оспорить какие-либо судебные решения в будущем.
Иск Shades of Cyprus Ltd. к Сберегательному банку России – это очередной приступ наглой жадности и безнаказанности Максима Волкова и Андрея Гурьева. Сбербанк России – это не какой-нибудь коммерческий банк средней руки, сейчас на Сбербанке лежит колоссальная нагрузка, связанная с необходимостью сохранения стабильности всей финансовой и банковской системы страны. Помощь Сбербанка требуется сейчас не только финансовым институтам, но и предприятиям реального сектора. В этих условиях претензии какой-то оффшорной компании на сотни миллионов долларов из государственных средств выглядят как откровенная диверсия. При условии, что не все суды поддерживают структурами Гурьева, возможно, Сбербанку 30 июля в Арбитражном суде г. Москвы удастся отстоять $100 млн. налогоплательщиков.