Кремлевский кастинг завершен
Президентская сотня разрослась до тысячи
Списки резервистов президентской тысячи уже сформированы и проходят последнюю редакционную правку. Глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин заверил корреспондента газеты, что перечень будет обнародован в самое ближайшее время. Между тем у «Единой России» возникли сложности с исполнением поручения лидера партии Владимира Путина, потребовавшего объединить партийный кадровый проект с президентским. Эксперты отмечают и некоторые разночтения в подходах к реализации идеи кадрового обновления в руководстве страны.
Кремлевская администрация завершила работу над формированием кадрового резерва. Сергей Нарышкин подтвердил, что списки уже готовы и вскоре появятся в открытом доступе на сайте Кремля. Источник в администрации президента объяснил, что сейчас в документ вносятся последние редакторские правки. Напомним: президент поручил реализацию кадрового проекта летом прошлого года Нарышкину, который тогда же и возглавил соответствующую комиссию.
В феврале этого года была обнародована первая президентская сотня из тысячи избранных резервистов. А уже в начале марта Медведев пообщался с ними в Кремле. Глава государства признался тогда, что в его администрации идут споры: стоит ли выкладывать списки президентской тысячи в открытый доступ и не повредит ли это потенциальным претендентам на высшие посты в государстве? Аргумент приводился вроде бы логичный: кандидаты могут подвергнуться гонениям со стороны региональных начальников, которые увидят в них потенциальных соперников. Победили сторонники обнародования президентского перечня.
Публикации медведевского списка с нетерпением ждут единороссы. На недавней встрече с лидером «Единой России» Владимиром Путиным глава высшего совета партии Борис Грызлов передал премьеру папку с тремястами победителями кадрового проекта партии власти. Путин тогда подметил: главное, чтобы эти списки пересекались с президентскими. «Они уже пересекаются», – заверил Грызлов. Между тем, как выяснилось, глава высшего совета партии слегка дезинформировал премьера.
Источник в «Единой России» признался в беседе с корреспондентом «НГ», что пересечения с президентским проектом пока нет. Иначе говоря, осуществить идею включения кандидатов из партийного списка в президентский так и не удалось. Партии «логично было бы подождать, когда будет обнародована президентская тысяча», – сказал корреспонденту, комментируя этот факт, координатор партийного кадрового проекта Юрий Котлер.Однако, понятно, что после опубликования документа единороссы уже не смогут пристроить туда лучших из своих резервистов. «Перед нами поставлена задача: найти синергию между президентским и партийным списком», – рассказал Котлер.
Как выяснилось, поручение это не такое уж и простое. Кураторов партийного проекта даже не хотят отпускать в летние отпуска до тех пор, пока они не интегрируют партийный список в президентский. Хотя Нарышкин еще весной уточнил, что кадровый проект «Единой России» к президентскому не имеет никакого отношения.
Правда, единороссы сдаваться не намерены. На взгляд Котлера, партия могла бы помочь президентской комиссии с подбором кандидатов в регионах: «Наша задача – предоставить возможность выбора. На федеральном уровне людей существенно меньше, чем на региональном. И тут мы могли бы дополнить президентский список». По его словам, у единороссов наработана методика поиска перспективных кадров, причем предлагать они готовы не только тех, кого уже внесли в свои списки, но и тех, кто по каким-то соображениям отказался участвовать в партийном проекте, однако очень может пригодиться президенту, особенно для работы в регионах.
Заметим, впрочем: Владимир Путин, давший указание интегрировать единороссов в президентскую тысячу, вряд ли является горячим приверженцем идеи кадрового обновления руководства страны. Премьер недвусмысленно дал это понять в недавно опубликованной колонке журнала «Русский пионер»: «Я глубоко убежден, что от постоянных перестановок лучше не будет. Ни делу, ни людям. Те, кого пересадили, всегда будут говорить: «Ну, нам теперь полгодика надо, чтобы осмотреться…» Некоторые фразы Путина выглядят неким увещеванием авторам идеи составления списков кадрового резерва: «Другие, пришедшие на место уволенных, будут такими же, как и их предшественники: кто-то будет знать суть проблемы хуже, кто-то лучше, кто-то вообще ни в чем разбираться не будет. В итоге же получится то же самое, что и было, если не хуже».
Первый заместитель гендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко подтвердил, что Путин действительно не любил снимать даже проштрафившихся высокопоставленных чиновников, поскольку считал, что это выглядело бы как признак слабости: «У меня к такому подходу есть свои вопросы и сомнения, потому что ответственная власть подразумевает, что люди с пятнами на репутации или неудачами в карьере не могут оставаться на своих постах». «Для меня примером было, когда Медведев решительно снял начальника московской милиции даже не за сам факт вопиющего преступления Евсюкова, а за то, что высокопоставленный генерал по горячим следам преступления произнес слова, которые выглядели, как оправдание преступления», – пояснил политолог.
Эксперты не считают принципиальной борьбу единороссов за включение своих кандидатов в президентский список. Высоко оценивает первый шаг Дмитрия Медведева в направлении публичности кадровой политики глава Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская: «Публичность обсуждения кандидатур ценна сама по себе. Успех идеи в том, что впервые были сформулированы конкретные критерии, было впервые обозначено, что стране нужны менеджеры, а не болтуны. То есть люди с организаторскими способностями. Их специально искали, проводили собеседования. Проведена полезная, нужная работа».
Однако, замечает политолог, второй шаг сделать будет нелегко, поскольку в стране отсутствует кадровый трафик: «Ну вот есть эта тысяча – а дальше что? Ведь не каждый день губернаторов сменяют... Скорость элитного трафика в разные времена разная. При Ельцине она была очень высокой, при Брежневе – низкой. У нас пока не просчитаны потребности в этом кадровом резерве – не очень понятно, сколько надо людей: тысячу? Сто тысяч? Или сто человек?»
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко между тем обратил самое серьезное внимание на выступление Путина в журнале. Эксперт не спешит поверить в потенциал президентского кадрового резерва: «Главный у нас – резерв путинский. Он как человек, который давно у власти, не особенно заинтересован в кадровых подвижках. Судя по тем кадрам, которые мы видим сейчас, понятно, что их можно спихнуть только кирпичом. Путин и его люди исходят из того, что старый конь борозды не испортит». По словам политолога, существование запасника приятно, но есть вопрос: когда эти люди смогут приступить к работе? «Я не вижу резерва, который мог бы заниматься, к примеру, модернизацией на самом деле, а не на словах. Или бороться с коррупцией. Их просто туда не пустят – потому что тогда придется кого-то потеснить», – убежден Малашенко.