Месть пуста не бывает
В Ингушетии началась борьба за власть
24 июня в Ингушетии был уничтожен один из лидеров местных боевиков Абдул-Малик Алиев, находившийся в розыске за недавнее убийство заместителя председателя Верховного суда республики Азы Газгиреевой и подозреваемый в организации покушения на президента республики Юнус-Бека Евкурова. Между тем в Ингушетии уже началась борьба за власть. Президент Чечни Рамзан Кадыров прибыл в ингушскую столицу, чтобы возглавить проводившиеся в республике спецоперации против боевиков. Местная оппозиция потребовала отправить в отставку силовиков, а президентом Ингушетии назначить бывшего главу республики Руслана Аушева.
Сунженский эмир погиб за судью и президента
Вчера около 18 часов милиционеры получили информацию о том, что трое подозрительных людей возле рынка "Балторг", расположенного в пригороде Назрани Экажево, пытаются установить взрывное устройство. Срочно выехав на место происшествия, оперативники нашли предполагаемых террористов уже в "Ладе-Приоре", на которой те попытались скрыться. Не дожидаясь, когда из "Лады" начнут стрелять, милиционеры открыли первыми огонь на поражение. Двое боевиков были убиты на месте; третьему удалось сбежать и даже укрыться за расположенными рядом домами. Впрочем, продержался окруженный милиционерами автоматчик недолго.
Официальное опознание ликвидированных еще не проведено, тем не менее местные милиционеры, хорошо знающие в лицо "подконтрольный контингент", уже заявили о том, что среди убитых оказался ваххабитский лидер Сунженского района республики, так называемый сунженский эмир Абдул-Малик Алиев, находившийся в федеральном розыске за нападение на Назрань в июне 2004 года. Вместе с командиром погибли его ближайшие соратники Аслан Батыгов и Магомед Чигоев. Последний до недавнего времени работал в республиканской ГИБДД.
Как рассказали в ингушском угрозыске, эмиру Алиеву с бойцами пришлось покинуть родную станицу Орджоникидзевскую примерно полтора месяца назад, после того как в районе началась масштабная спецоперация против боевиков, организованная президентами Чечни Рамзаном Кадыровым и Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым при поддержке федеральных силовиков.
После того как в Орджоникидзевской появился спецназ, группа Алиева ушла из села на юг, в обширный сунженский лес, где соединилась с основными силами ингушских и чеченских ваххабитов под руководством Доку Умарова и Али Тазиева. Однако ваххабитов вскоре выдавили и из сунженского леса. С юга, со стороны поселка Даттых, в котором расположился штаб руководителя спецоперации, депутата Госдумы Адама Делимханова, работала федеральная артиллерия и наступали чеченские батальоны; с севера, от Орджоникидзевской ваххабитов теснили свои, ингушские милиционеры. В итоге к концу мая понесшим серьезные потери ваххабитам пришлось разбиваться на мелкие группы и прятаться на конспиративных квартирах в ближайших поселках. Сунженские, как полагают оперативники, отступили в западном направлении и осели в Назрани.
Уцелевший командир Алиев со своими людьми, как считают оперативники, должен был залечь на дно и переждать "смутное время", однако в его родном селе во время спецоперации произошло трагическое событие — поздно ночью в его дом в Орджоникидзевской ворвались неизвестные в масках и расстреляли не имеющих никакого отношения к боевикам родителей эмира Алиева — Магомеда и Лейлу. Узнав об этом, ваххабитский лидер решил, что к гибели родителей причастны участники спецоперации, и начал мстить.
Его первой жертвой, по данным следствия, стала зампред Верховного суда Ингушетии Аза Газгиреева, расстрелянная 10 июня в Назрани. Через три дня боевики Алиева, как подозревают участники расследования, расправились с бывшим зампредом правительства республики Баширом Аушевым. После совершения этих преступлений республиканские власти объявили о вознаграждении в размере 1 млн руб., которые они готовы выплатить за информацию о местонахождении любого из трех сунженских ваххабитов, однако желающих заработать эти деньги в республике не нашлось. Последней акцией группы Алиева, как подозревают милиционеры, стал теракт с использованием шахидки против президента республики Юнус-Бека Евкурова. Правительство Ингушетии вчера пообещало 5 млн руб. за раскрытие этого преступления, однако, как говорят местные милиционеры, деньги им все равно не достанутся — на вознаграждение может рассчитывать только гражданский информатор, который вывел их на предполагаемого организатора преступления.
Рамзан Кадыров пожаловал в Магас
24 июня президент Чечни Рамзан Кадыров неожиданно приехал в столицу Ингушетии Магас. Он заявил, что лишь исполняет поручение президента России Дмитрия Медведева, в соответствии с которым был назначен руководителем спецопераций против боевиков, которые ведутся с середины мая в Чечне и Ингушетии. "Спецоперации будут не только продолжаться, но и усиливаться. Все боевики — Умаров, Евлоев и другие должны быть уничтожены,— отметил он.— Мы будем вести свое расследование по-горски, по-вайнахски, месть будет жестокой". И. о. президента Ингушетии Рашид Гайсанов, встречавший президента Кадырова, поспешил успокоить ингушей, заявив, что тот приехал только для того, чтобы "поддержать народ в очень сложное время, чтобы высказать слова поддержки, и предложил конкретную помощь". А пресс-секретарь президента Ингушетии Калой Ахильгов добавил, что Рамзан Кадыров будет только руководить спецоперациями против боевиков на границе республик, а руководить республикой в целом будет и. о. президента Рашид Гайсанов. Однако ингушская оппозиция тут же обвинила господина Кадырова в попытке вмешаться в дела республики. "С какой стати Кадыров будет руководить спецоперациями и возглавлять борьбу с терроризмом в Ингушетии? Если надо, люди хоть с топорами, но будут защищать свою родину, и никакой Кадыров здесь руководить не будет",— заявил лидер оппозиции Магомед Хазбиев.
Оппозиция уже направила обращение главе МВД Ингушетии Руслану Мейриеву и секретарю совбеза республики Алексею Воробьеву с требованием уйти в отставку. "Где все эти деятели? Воробьев сидит в Москве, Мейриева вообще не видно, он даже по местному телевидению не выступил и не рассказал о состоянии дел в республике",— возмутился оппозиционер. Кстати, как раз вчера Мейриев проводил пресс-конференцию в Назрани, на которой отчитывался о расследовании покушения на президента Евкурова.
Господин Хазбиев сообщил, что он вместе со своими соратниками уже провел заседание альтернативного ингушского парламента мехк-кхел, который принял решение о созыве чрезвычайного съезда ингушского народа. "Съезд обратится к федеральному центру с просьбой назначить исполняющим обязанности президента республики на время лечения Юнус-Бека Евкурова экс-главу Ингушетии Руслана Аушева",— заявил оппозиционер, отметив, что "другого человека, который сможет навести порядок, в республике нет". Руслан Аушев вчера заявил о том, что готов, если ему предложат, вернуться в Ингушетию. "При соответствующем юридическом оформлении на время болезни и лечения президента республики я готов ее возглавить",— заявил господин Аушев, отметив, что обострение ситуации на Северном Кавказе связано с ошибками, допущенными федеральным центром в этом регионе. Впрочем, назначение господина Аушева, пусть даже временным главой республики, маловероятно. Напомним, что господин Аушев ушел в отставку в 2002 году после целого ряда конфликтов с военными и Кремлем, в котором были недовольны независимой политикой, проводимой президентом Ингушетии.