Дмитрий Медведев отрегулировал декларации чиновников
Получилось демократично и либерально
Президент Дмитрий Медведев сделал очередной шаг в борьбе с коррупцией. В пяти подписанных им указах он определил постоянный порядок ежегодного предоставления и публикации чиновниками, а также руководителями госкорпораций сведений о доходах и имуществе. В отличие от действующего порядка, чиновники, кроме членов правительства, не обязаны будут подавать декларации в налоговую службу. Эксперты называют недостатками указов сохранение нечеткого порядка проверки подаваемых сведений, а также сохранение за руководителями права выбирать наказание для подавших ложные сведения подчиненных.
Пакет из пяти президентских указов подписан в развитие законов о госслужбе и противодействии коррупции. Указы определяют список всех госслужащих, федеральных служащих, высших должностных лиц до президента и премьера, а также руководителей госкорпораций, которые должны ежегодно до 1 или до 30 апреля обнародовать сведения о своих доходах и имуществе. Указы устанавливают, какой объем сведений должен предоставляться и куда, а также, какое наказание грозит тем госслужащим, которые не предоставили или предоставили ложные сведения. Наконец, один из указов определяет порядок обнародования деклараций — размещение их на сайтах, а также предоставления информации по запросам общефедеральных российских СМИ. За подготовку указов отвечал глава президентской администрации Сергей Нарышкин, который считает, что указы, "делая прозрачными доходы, защищают интересы госслужащих".
Перечень должностей, которые обязаны ежегодно подавать сведения, весьма обширный. Это лица, занимающие госдолжности, в том числе президент, члены правительства, депутаты, руководство ЦИКа, Счетной палаты. Кроме того, это федеральные служащие, а также руководители госкорпораций и всех созданных государством организаций. Декларации, как и требует закон "О противодействии коррупции", должны также подавать супруги и несовершеннолетние дети всех этих лиц. Регионам и муниципалитетам до 1 сентября поручено определить свои перечни декларантов. Федеральные ведомства в эти же сроки должны будут определить и список должностей, которые имеют отношение к распределению госзаказов и оказанию госуслуг.
Что касается состава подаваемых сведений, места их подачи и наказаний за ложные сведения, то здесь наблюдается некоторое отличие от нынешнего порядка. Из указов следует, что в ФНС декларации ежегодно обязаны подавать лишь члены правительства, поскольку это установлено законом о правительстве.
Все остальные (кроме тех, которые имели несколько источников доходов и обязаны, как и остальные граждане, подать декларацию в ФНС) в соответствии с законами о государственной гражданской службе и противодействии коррупции должны подавать декларации в управление по кадрам своих органов. Хотя до сегодняшнего дня все декларации подавались в ФНС. Напомним, указ президента Бориса Ельцина N 484 от 1997 года как раз и обязывал всех лиц, замещающих госдолжности, в том числе президента, премьера и федеральных госслужащих, подавать декларации как в кадры, так и в ФНС.
Вопрос об ужесточении наказания чиновников за подачу ложных сведений остался до конца не решенным. В указах сказано, что проверка достоверности и полноты сведений "осуществляется в соответствии с законодательством РФ". Напомним, что в законе "О противодействии коррупции" установлено, что проверка сведений осуществляется представителем нанимателя "самостоятельно" либо "путем направления в порядке, устанавливаемом президентом РФ, запроса в правоохранительные органы или госорганы, осуществляющие контрольные функции". Но такая формулировка оставляет кадрам поле для маневра. К тому же и процедура наказания не меняется и будет проходить по ст. 57 закона "О государственной гражданской службе". Эта статья гласит, что за нарушения "представитель нанимателя" не обязан, а "имеет право" применить к чиновнику дисциплинарные взыскания. Причем в широком диапазоне — от замечания до увольнения. Такая формулировка, по оценке директора департамента административной реформы Центра стратегических разработок Владимира Южакова, сама по себе является коррупциогенной нормой.
Наконец, последний указ определяет порядок обнародования деклараций — размещение их на сайтах, а также предоставление информации по запросам общефедеральных российских СМИ. До сих пор обязанности публиковать сведения у чиновников не было. В этом году это было сделано в добровольно-принудительном порядке по инициативе президента. Из указа следует, что подаваться в ФНС или кадры должен широкий объем сведений, а вот для публикации перечень, как и сейчас, будет не очень широкий. Публиковаться, как и в этом году, будет годовой доход без разбивки на источники, сведения о недвижимости с указанием площади объекта и страны нахождения, а также количество транспортных средств с указанием типа и марки. Кстати, как стало известно, рассматривались предложения не давать для публикации марки автомобилей. Однако в итоге был сохранен опробованный в этом году по инициативе президента порядок публикации. Указ предусматривает, что федеральные СМИ смогут дополнительно запрашивать в кадрах информацию, однако не больше той, которую положено публиковать. Информация о номерах банковских счетов чиновника или его адрес местожительства являются конфиденциальными.
По оценке господина Южакова, отсутствие публичной информации об источниках доходов (например, доходы от переданных в управление ценных бумаг, от банковских депозитов и т. д.) не позволит налогоплательщикам контролировать чиновника с точки зрения нарушений законодательства или использования служебного положения для получения доходов.