Украинский газ разделился на фракции
Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко начали сырьевую войну друг с другом
Затяжной конфликт украинского президента Виктора Ющенко и премьера Юлии Тимошенко вокруг 11 млрд кубометров газа, хранящегося в украинских подземных газовых хранилищах (ПХГ), вылился в силовое противостояние. Вчера спецназ службы безопасности Украины (СБУ), подчиняющейся главе государства, ворвался в здание НАК "Нафтогаз Украины" и произвел выемку документов по делу "о незаконном присвоении руководством компании" 6,3 млрд кубометров газа. Госпожа Тимошенко уверена, что за действиями силовиков стоит президент, который хочет отобрать принадлежащий "Нафтогазу" газ, чтобы затем пустить выручку от его продажи на свою предвыборную кампанию.
Бойцы спецподразделения СБУ "Альфа" в масках и с автоматами проникли в здание "Нафтогаза" вчера около полудня. Спецназовцев интересовала документация, которую сотрудники "Нафтогаза Украины" ранее предоставили в гостаможню для растаможки 6,3 из 11 млрд кубометров газа, закачанных в ПХГ страны, а именно договоры о поставке и транзите газа, подписанные с российским "Газпромом" 19 января этого года.
Штурм "Нафтогаза" и последовавший обыск вызвали небывалый скандал на Украине. Уже через 20 минут в офисе компании появились депутаты верховной рады от фракции Блока Юлии Тимошенко (БЮТ), которые пытались помешать "альфовцам" изъять документацию. Между ними и бойцами спецназа даже произошло несколько стычек. Одновременно соратники госпожи Тимошенко выступили с серией заявлений о том, что за действиями СБУ стоит Виктор Ющенко. Так, по словам первого вице-премьера и ближайшего единомышленника Юлии Тимошенко Александра Турчинова, цель всей акции сорвать расчеты компании с "Газпромом" и, как следствие, поставки газа на Украину. "Я хочу обратиться к офицерам, с которыми я когда-то работал вместе. Я обращаюсь к вам: вы имеете право не выполнять преступный приказ, вы не должны становиться орудием преступников, коррупционеров, которые с подачи президента руководят СБУ или координируют ее деятельность",— воззвал к спецназовцам господин Турчинов.
Между тем вчерашний штурм "Нафтогаза" вовсе не был спонтанным решением, а стал продолжением активных следственных действий СБУ против менеджмента компании, подозреваемого в присвоении газа, принадлежащего RosUkrEnergo. Скандал, в котором фигурируют 11 млрд кубометров газа, закачанного в украинские ПХГ, начался после того, как Москва и Киев в январе этого года договорились о прямых поставках газа. Согласно договоренностям, из схемы поставок исключался посредник RosUkrEnergo, совет директоров которой возглавляет Дмитрий Фирташ. Как только это произошло, Юлия Тимошенко заявила, что весь газ, закачанный RosUkrEnergo в украинские ПХГ, принадлежит "Нафтогазу". Но с этим не согласились президент Ющенко, а также Валерий Хорошковский, возглавлявший тогда государственную таможенную службу и связанный, по некоторым данным, партнерскими отношениями с господином Фирташем. После полуторамесячных споров с премьером и руководством "Нафтогаза", которые так и не привели к компромиссу, господин Хорошковский 28 января уволился из таможни, но тут же был назначен Виктором Ющенко первым замглавы СБУ, где он стал курировать расследование в отношении "Нафтогаза".
В рамках следственных действий в ночь с 3 на 4 марта сотрудники СБУ задержали заместителя начальника отдела таможенного оформления N2 (отдел газа) энергетической региональной таможни Украины Тараса Шепитько. Причем дело, по которому он был задержан, было возбуждено 2 марта. Это событие и стало прологом к более масштабной операции против "Нафтогаза". СБУ объявила таможенника участником преступного сговора по факту завладения должностными лицами НАК "Нафтогаз Украины" 6,3 млрд кубометров транзитного природного газа из 11 млрд, хранящихся в ПХГ и принадлежащего компании RosUkrEnergo. Эту информацию сообщил Валерий Хорошковский, приехавший вчера в раду, чтобы разъяснить действия СБУ. Он рассказал, что уголовное дело возбуждено по ст. 191 ч. 5 УК — присвоение чужого имущества.
Первый заместитель главы СБУ также заявил, что энерготаможня не имела права проводить операции с газом, поскольку "это возможно только по решению владельца и при согласии таможенного органа". Другими словами, чтобы упомянутый объем газа был растаможен, компания RosUkrEnergo должна была прежде добровольно отказаться от него в пользу НАК "Нафтогаз Украины", чего на самом деле не происходило. "Если этого не было, то это уже — должностное преступление",— резюмировал господин Хорошковский. Пока Валерий Хорошковский выступал в раде с пояснениями, бойцы "Альфы" уже орудовали в здании "Нафтогаза".
Примечательно, что таможенная служба Украины приняла в этом споре сторону "Нафтогаза", заявив, что спорный газ принадлежит именно ему. "Я жду объяснений от руководства СБУ,— заявил глава гостаможни Анатолий Макаренко.— Шепитько принимал к оформлению документы, которые были предоставлены НАК "Нафтогаз Украины". Таможня провела оформление газа, лишь получив все необходимые документы".
Юлия Тимошенко выступила с еще более жестким заявлением. "Понятно, что все это делалось под давлением СБУ, под давлением секретариата президента, не исключаю, что не обошлось без прямых команд президента,— заявила она перед вылетом с визитом во Францию.— Это пример того, что и секретариат президента, и СБУ готовы на самые циничные, незаконные и радикальные репрессивные действия для того, чтобы сохранить коррупцию и на ее базе профинансировать свои очередные выборы (президентские.— "Ъ")". Тем самым госпожа Тимошенко обвинила Виктора Ющенко в том, что он намерен использовать выручку от продажи миллиардов кубометров спорного газа в своих предвыборных целях.
Между тем эти 11 млрд кубометров нужны и самой Юлии Тимошенко. Дело в том, что этот газ был оформлен по заниженной цене в $153 за тысячу кубометров. Этот объем газа позволил госпоже Тимошенко заявлять о том, что среднегодовая цена для Украины на российский газ составит в 2009 году $228 за тысячу кубометров и что именно ее стараниями Киев получил скидку в 20% по сравнению с ценой для той же Германии. То есть если этот объем исключить из общего пакета договоренностей с Москвой, то получится, что Украина купила газ по $250 за тысячу кубометров. Изъятие этого газа, задуманное СБУ и Виктором Ющенко, фактически сводит к нулю все преимущества, достигнутые Юлией Тимошенко на переговорах с Владимиром Путиным. А все обвинения Виктора Ющенко в том, что правительство купило слишком дорогой газ, выглядели бы обоснованными. "Эти 11 млрд должны были пойти на потребление в первом квартале этого года, чтобы в итоге Украина вышла на цену в $228 за тысячу кубометров, о которой Тимошенко говорила как о своей победе,— говорит глава киевского Института глобальных стратегий Вадим Карасев.— Без этих миллиардов и этой цены нет никакой победы. Вот и вся цена вопроса".
Юлия Тимошенко и ее соратники не намерены сдаваться без боя. Вчера по запросу БЮТ Шевченковский районный суд Киева приостановил следственные действия по уголовному делу, возбужденному СБУ против руководства "Нафтогаза". Этим же решением предусмотрено приостановление следственных действий в отношении Тараса Шепитько. Исполнит ли это решение СБУ, которая конфисковала из "Нафтогаза" все необходимые документы, станет ясно уже сегодня.