Эпохе питерских назначенцев приходит конец
При всех недостатках списка кадрового резерва президента выходцы из спецслужб потеряли политический вес
На сайте Кремля был опубликован список золотой сотни президентского кадрового резерва. Дмитрий Медведев пообещал лично повстречаться с резервистами в начале марта в Кремле. Состав кандидатов демонстрирует новую тенденцию в российской политике. Впервые делается попытка сформировать органы власти на основе профессионализма, а не по принципу близости к первой персоне государства.
Поручение сформировать кадровый резерв на замещение должностей в государственных и региональных органах власти президент Дмитрий Медведев дал в июле прошлого года, тогда же был создан соответствующий совет, который возглавил глава президентской администрации Сергей Нарышкин. К созданию списка были привлечены полпредства, региональные администрации, деятели науки и образования, общественные организации и парламентские партии. Был сформирован совет из 172 представителей экспертного сообщества. Каждому из них, собственно, и было поручено предложить в списки до 11 кандидатов в возрасте от 25 до 50 лет.
Кадровый резерв состоит из трех уровней – президентского, федерального и регионального. Первый список состоит из тысячи человек, второй – из 5 тыс., а в последний включено свыше 16 тыс. Интересно, что квота была превышена, в президентскую тысячу включили 1211 человек. Этот список в ближайшее время частями будет выложен на сайте президента.
Резерв поделен на четыре подраздела: замещение должностей в федеральных органах власти, региональных органах власти, в бизнес-структурах, общественных организациях и политических партиях. Резервистам предоставят возможность повысить свой профессиональный уровень. Кандидаты в кадровый резерв проверялись на соответствие определенным критериям. Они должны продемонстрировать успешность, управленческие способности, стратегическое мышление, профессионализм, общественное признание. Главное препятствие на пути попадания в список – судимость. Нарышкин заверил «НГ», что при составлении списка пришлось обратиться к базам данных соответствующих структур – на предмет обнаружения причастности претендентов к коррупционным скандалам. Нарышкин пообещал, что каждый год внутри списка будет проходить ротация.
В первую сотню президентского резерва, которая была обнародована на сайте президента вчера, вошли: кандидаты от федеральных органов – 36 человек, региональных – 23, бизнеса – 31, науки, образования и общественных организаций – 10 человек. Многие из них – действующие чиновники. К примеру, администрацию президента в золотой сотне представляет помощник главы администрации президента Максут Шадаев. В начале марта представители президентской сотни удостоятся личной встречи с главой государства.
Между тем присутствие в списке позволит претенденту лишь повысить статус своего резюме. «Какова вероятность того, что вакантный пост министра сельского хозяйства будет предложен человеку из президентской сотни?» – поинтересовалась корреспондент «НГ» у Нарышкина. Этот вопрос поверг собеседника «НГ» в глубокие раздумья. В конце концов он честно признался, что пока такой вероятности «не анализировал». И поспешил пояснить: включение в список вовсе не гарантирует, что человек обязательно получит высокое назначение в Кремль или правительство.
Попытки создать базу резервистов с задействованием резерва «Единой России» предпринимались неоднократно. К примеру, в 2007 году партия власти пыталась реализовать молодежный проект «Политзавод», победителей конкурса должны были включить на проходные места списков на выборах в региональные парламенты. Однако на местах идея была проигнорирована, возможность стать депутатом областного парламента получили единицы из победителей проекта.
Впрочем, процедура составления списков вызывает вопросы. Например, такой: почему засекречены имена экспертов, принимавших решение о включении того или иного человека в кадровый резерв? Нарышкин объяснил: это делается для того, чтобы избежать лоббирования интересов в процессе формирования списка. Тем самым он в незавуалированном виде выразил недоверие команде, подбирающей кандидатов. Получается, что эксперты настолько подвержены соблазнам, что сохранить чистоту помыслов и поступков способны только в глубоком подполье. Однако, если Нарышкин прав, приходится признать: в российских условиях узнать имена составителей заветного списка – не слишком обременительное задание.
Кроме того, заметно, что список не обновляется в должном режиме. Там указаны несуществующие должности: люди уже находятся совершенно на других постах. К примеру, Гарри Минх – уже не директор правового департамента аппарата правительства, как указано в перечне, а полномочный представитель президента в Госдуме. Андрей Турчак уже накануне был предложен президентом в качестве кандидата на губернаторский пост. Об этом нет упоминания в списке, где показан только его прежний, уже устаревший пост сенатора. Андрей Волков фигурирует в списке как ректор Московской школы управления «Сколково». В то время как этой школы еще не существует – она только строится. Каким образом новорожденный ректор, ничем себя не проявивший на своем посту, удостоился чести проникновения в престижный перечень? В перечне указано имя главного редактора РИА Новости Светланы Миронюк. Однако нет, к примеру, имен гораздо более известных: генерального директора информационного агентства Интерфакс Михаила Комиссара. Или Маргариты Симонян, главреда телеканала Russia Today.
Еще один вопрос: каким образом в список попали люди, возраст которых мало соответствует понятию «резерв», подразумевающему, помимо прочего, определенные возрастные границы? К примеру, 49-летний Рашид Исмагилов, вице-губернатор Ленинградской области, или его ровесник Алексей Александров, префект Центрального административного округа Москвы, или депутат Госдумы Константин Косачев, 1962 года рождения. Похоже, в плане реализации идей руководства Сергей Нарышкин уступает своему коллеге, главе аппарата премьера Сергею Собянину, который, кстати, вчера возглавил совет директоров ОАО «Первый канал».
Однако и при имеющихся издержках формирования список стал уникальным явлением в отечественной политике. В течение девяти лет правления Владимира Путина мы наблюдали процесс утверждения на высших постах государства людей из ближайшего окружения президента – личного, служебно-чекистского, университетского. Список Дмитрия Медведева, при всей его зыбкости, собрал представителей многих центров современной российской элиты. Про кадровый резерв уже не скажешь: это силовики, или питерцы, или бизнесмены. Изменился сам принцип кадрового подбора, и это уже новый почерк в отечественной политике.